Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "Я"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

ЯЗЫК МОРАЛЬНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯРОСЛАВСКИЙ ЕМЕЛЬЯН МИХАЙЛОВИЧ

ЯРОСЛАВСКИЙ Емельян Михайлович (1878-1843) - советский историк и публицист, пропагандист марксистско-ленинский теории и этики. Я. разоблачай претензии церковников представить религию хранительницей общечеловеческих нравственных устоев, показывал классовый характер религиозной морали; освящающей несправедливую сущность эксплуататорского об-ва. Значительное внимание Я. уделял исследованию путей формирования коммунистической нравственности, разработке принципов партийной этики. Я. считал, что партий нет необходимости осуществлять мелочную опеку над жизнью коммунистов, но она «вправе требовать, чтобы коммунист как в общественной жизни, так и в личиом быту был образцом для всего рабочего класса, для всех трудящихся». В связи с этим Я. призывал непримиримо относиться к карьеризму, склочничеству, к попыткам корыстного использования своего служебного положения; «Партия борется против излишеств в быту, когда коммунисты живут не по средствам, когда они позволяют себе роскошь, отталкивающую массы, вырывающую пропасть между ними и рабочим классом»,-писал он. В статьях, посвященных вопросам нравственного воспитания молодежи, Я. отстаивал принцип преемственности в развитии революционной морали, критиковал вульгаризаторские «левацкие» теории, использовавшиеся для теоретического оправдания половой распущенности. Он писал, что моральный нигилизм, выступавший в 20-х годах под флагом борьбы против мещанской культуры (Мещанство), «ничего общего не имеет с задачами пролетарской культуры, с задачами строительства нового бытия, является иногда - возведением нашей беды, наших недостатков в добродетель». Мн., выступления Я. затрагивают проблемы пролетарского интернационализма-одного из коренных принципов социалистической морали. Широкий отклик в 30-х годах и в период Великой Отечественной войны получили его работы, посвященные разоблачению расистской человеконенавистнической идеологии фашизма. Осн. этические статьи: «О партэтике».

ЯСПЕРС (JASPERS) КАРЛ

ЯСПЕРС (JASPERS) Карл (1883-1969) - ведущий представитель нем, экзистенциализма. Я. считал специфической задачей философии решение моральных проблем. философия, по его мнению, призвана не формулировать систему знаний о человеке и окружающем его мире, а отыскать средства «спасения», помочь человеку в век господства техники, стандартизации, регламентации общественной жизни остаться самим собой (сохранить свою «самость»). В своем подлинном бытии - (экзистенции) человек нечто большее, чем простой продукт природы и истории. Он представляет собой целостное, неповторимое в своей самобытности существо, внутренней сущностью к-рого является свобода. Бытие раскрывается перед человеком во всей подлинности в минуты особого «экзистенциального озарения», в критических («пограничных») ситуациях, требующих напряжения всех его сил (борьба, болезнь, страдание, вина, страх и смерть). Именно в эти мгновения индивид освобождается от суетности, повседневности внешнего существования, в к-рое он погружен, будучи членом той или иной общественной организации, к.-л. коллективного целого, и обращается к своему внутреннему миру. По отношению к этому миру и имеет смысл понятие свободы, к-рая проявляется в решимости человека выбирать определенную линию поведения в конкретных ситуациях. Отвлекаясь от всякой необходимости (будь то законы природы  или морального долженствование)» человек должен остаться верням самому себе, быть искрекням, следовать своим переживаниям настроениям, склонностям. Моральный выбор, по Я., осуществляется в виде «прыжка в неизвестное», т. е. бессознательно, иррационально. Поэтому поведение человека  не может быть оценено с т. зр. общих принципов морали. За свои поступки человек ответствен только перед самим собой и в своем внутреннем опыте является творцом всех нравственных ценностей. Пытаясь уйти от этического релятивизма, Я. выдвигает понятия коммуникации и трансценденции. В акте коммуникации (к-рый не имеет ничего общего с установлением действительных социальных связей) Я. видит абстрактное эмоционально-духовное общение между индивидами, благодаря к-рому человеческое «Я» становится самим собой через свое отражение в др., во взаимодействии с ним. Личность, с т. зр. Я., утверждается также в отношениик божественному абсолюту, к «абсолютному Пределу» бытия и мышления (трансценденции). Только будучи соотнесено с трансценденцией, имеет место и человеческое бытие (экзистенция). Однако экзистенция, выходя за свои пределы (трансцендируя) и обращаясь к абсолюту, не в состоянии его познать. Весь мир предстает перед человеком как своеобразная шифрограмма трансцендентного, к чтению к-рой способны лишь избранные. Только они и могут овладеть своей внутренней сущностью, сохранить человеческое достоинство, преодолеть узость будничного обезличенного существования. Последнее является уделом массы, толпы. Осн. соч.: «Духовная ситуация эпохи» (1931), «Философия» (1932), «Разум и существование» (1935), «Философия существования» (1938), «Проблемы вины» (1946), «Введение в философию».

Предыдущая страница