Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Эстетика: Словарь
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЧИСТОЕ ИСКУССТВО"

"ЧИСТОЕ ИСКУССТВО" -см. «Искусство для искусства».

ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ -не посредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех ее видах, включая худож. творчество, и сопутствующее им в качестве активного энергетического основания. Как только это переживание утрачивается, эстетическое отношение  человека к действительности гаснет либо переходит в план рефлективного суждения. В Ч. э. в снятом виде представлен весь духовный мир человека, его индивидуальность и социальный опыт.  Оно всегда имеет избирательно-оценочный характер. Несмотря на амбивалентность Ч. э. (нравится - не нравится), в нем всегда преобладает положительная эмоция, даже в отношении к ужасному и безобразному. Превалирование же негативного эмоционального тона гасит его. Ч. э. присущ предметно-ситуационный характер. Оно всегда направлено на предмет и эстетически воспроизводит его и воображении как образ желаемой действительности. В глубине и интенсивности эстетического переживания и творческой работе воображения, «достраивающего» ситуацию до желаемой, находит проявление описанный Выготским закон двойного выражения Ч. э., когда Ч. перетекает в план воображения, а воображение индуцирует его. Ч. э. может иметь различную степень осознанности: может быть и бессознательным, и рефлектирующим, возвышаясь до развернутого суждения вкуса (Суждение эстетическое). Будучи эмоциональным планом эстетического отношения и развиваясь синхронно с ним, Ч. э. имеет и собственную доминанту развития. Оно начинается с предварительной эмоции, непроизвольной эстетической реакции («ах!», «вдруг!»), к-рая выводит сознание человека  за пределы обыденности и включает его в эстетическое отношение. На его базе формируется устойчивое, положительно окрашенное чувство радости, духовного комфорта. Своей кульминации Ч. э. достигает в катарсисе. Обладая врожденными предпосылками и будучи субъектным, Ч. э. социально обусловлено. Оно продукт как целенаправленного, так и непреднамеренного эстетического воспитания. Отсюда отмеченная Кантом его всеобщность: то, что нравится мне, является предметом всеобщего удовольствия. Социальная детерминированность Ч. э. определяет и его историчность: для каждой исторической эпохи характерен свой исторический тип Ч. э., находящий выражение в т. ч. и в иск-ве (слезливый сентиментализм, героически-иронический романтизм, рефлективный реализм и т. п.). Устойчивость и социальная значимость Ч. э. закрепляется в эстетической потребности, к-рая, сформировавшись, находит выход в различные виды деятельности и отношения человека к действительности. В этом смысле Луначарский говорил, что «эстетическое чувство - это чувство наслаждения жизнью».

ЧУДЕСНОЕ

ЧУДЕСНОЕ - 1. Эстетическое понятие, осмысляющее и выражающее непознанные, не объяснимые известными законами природы и об-ва и потому таинственные и загадочные, удивляющие и восхищающие человека явления действительности или отражающего ее худож. мира. Ч., присущее худож. строю мифа, выделяет из сферы фантастического ту его сторону, к-рая связана с наиболее светлыми и оптимистическими ожиданиями человека. Присутствуя в сказке или в легенде, Ч. выражает веру человека в то, что счастливый поворот событий возможен даже в том случае, если беспощадная логика окружающего мира вовсе не позволяет надеяться на благополучный исход. Ч. в иск-ве и эстетике отличается от религиозного чуда тем, что не является следствием вмешательства потусторонних сил, а лишь обнаруживает скрытые возможности самой действительности. Восприятие Ч. доставляет эстетическое удовольствие и одновременно вызывает недоумение, изумление, а порою восторг. 2. Одна из высших степеней эстетической оценки, к-рая отмечает своеобразную «приподнятость» изображаемого явления над окружающим его прозаическим миром. Ч _ это своего рода способ обнаружения красоты, к-рая в том и состоит, что отмеченный ею предмет легко и неожиданно воспаряет надо всем, что есть вокруг него серого, заурядного и посредственного. В научный обиход понятие «Ч.» ввел и дал ему первоначальную разработку Дидро, считавший, что Ч. должно стать важным предметом иск-ва, определяющим. философичность творчества художника. Для раскрытия прекрасного, согласно Дидро, важны чудесные, редкие обстоятельства.

Предыдущая страница Следующая страница