Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Эстетика: Словарь
ГЕГЕЛЬ (HEGEL) ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ГЕГЕЛЬ (HEGEL) ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

ГЕГЕЛЬ (HEGEL) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - представитель нем. классической философии, создатель теории диалектики на основе объективного идеализма. Уже в молодые годы Г. проявил интерес к эстетике, к-рая в тот период доминировала в его философии. В 1796 г. он утверждал, что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что «истина и добро соединяются родственными узами лишь в красоте». Позднее примат в философской науке в представлениях Г. переходит от эстетики к логике. Эстетика же предстает как философия иск-ва, занимающего подчиненную ступень в развитии абсолютного духа (т. е. форм общественного сознания, иерархия к-рых у Г. выглядит теперь так: иск-во, религия, философия). Новизна эстетики зрелого Г. состояла в акцентировании связи иск-ва и красоты с деятельностью и трудом человека (понимаемым идеалистически, ибо идеализм, как подчеркивал Маркс, «не знает действительной, чувственной деятельности как таковой») ; изменяя предметы, человек запечатлевает в них свои определения, на этом основании возникает переживание красоты. Красота, по Г., всегда человечна; мы называем животных красивыми, если обнаруживаем в них свойства, созвучные человеку,- силу, храбрость, добродушие и т. д. Красота - это чувственная форма идеи. Ее сфера - видимость, находящаяся посредине «между непосредственной чувственностью и идеализованной мыслью». Чувственное в иск-ве адресуется двум «теоретическим» чувствам - зрению и слуху; оно всегда одухотворено. Предельно общей эстетической категорией у Г. выступает прекрасное, роль к-рого в эстетике аналогична роли категории «бытие» в логике. Вне прекрасного нет иск-ва, но это не значит, что художник ограничивает свой материал красотой объективного мира. В «снятом» виде в состав иск-ва входит и безобразное, причем «снятие» это происходит, поскольку благодаря мастерству художника, выносящего свой приговор к.-л. явлению, достигается «внутреннее примирение духа», т. е. преодоление безобразного красотой. Г. не построил системы эстетических категорий по принципу восхождения от абстрактного к конкретному, как это сделано в его логике. В эстетике взят исторический принцип рассмотрения материала (причем само историческое развитие выступает у Г. как прогресс в сфере духа). Осн. триаду применительно к иск-ву образуют последовательно сменявшиеся в ходе истории его формы - символическая (доминирует на Востоке), классическая (характерна для античности) и романтическая (преобладает в христианской Европе). Критерий оценки - соотношение между худож. содержанием и его воплощением. Символическое иск-во, в к-ром содержание не нашло еще адекватной формы,- лишь предыскусство. Только классика, где содержание и форма  находятся в гармоническом единстве, является, по Г., подлинным иск-вом. Романтическое иск-во знаменует собой нарушение гармонии, распад, ибо содержание в нем перерастает форму, мысль и рефлексия обгоняют худож. творчество, к-рое закономерно уступает место религии и науке. Мысль Г. о гибели иск-ва отражала неблагоприятную ситуацию, сложившуюся для худож. творчества в условиях капитализма. Историческую схему развития иск-ва Г. дополняет классификацией его видов, в основу к-рой положен субъективный принцип - ощущение. К социально значимым ощущениям - зрению и слуху Г. добавил еще внутреннее чувство - способность порождать образы предметов без непосредственного контакта с ними за счет воспоминания и воображения, связав это чувство с членораздельной речью. Исходя из этого, Г. и выделяет три осн. вида иск-в - пластические, музыкальные, словесные. Начало иск-ва - архитектура, она соответствует символической стадии творчества. Классическое иск-во - скульптура. Романтические иск-ва, призванные «оформлять внутренние переживания субъекта»,- живопись, музыка, поэзия. Подробно рассматривая виды искусства,  Г. высказывает тонкое понимание каждого из них. Всюду он старается уловить принцип развития. Так, прогресс живописи Г. видит в том, чтобы «доработаться до портрета»; в лит-ре отмечает значение новой формы-романа, к-рый называет «гражданской эпопеей» (термин был введен до Г.). Гл. произв., в к-ром изложена эстетическая концепция Г.,- «Лекции по эстетике», курс, неоднократно прочитанный им и изданный посмертно на основании студенческих записей.

В начало словаря