Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ТЕОФРАСТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТЕОФРАСТ

ТЕОФРАСТ (ϑεόφραστος) (ок. 370-288 до н.э.) - др.-греч. философ и логик. Сын ремесленника из Эреса на о. Лесбосе, ученик Платона, друг и последователь Аристотеля. После смерти Аристотеля (322 до н.э.) св. 34 лет руководил Ликеем. Т. - автор многочисленных соч. по всем традиционным для того времени областям знания. Сохранились лишь нек-рые произведення Т.: "История растений" в 9 кн.; "О причинах растений" в 6 кн.; фрагменты из "Метафизических апорий" и из "Истории физики", а также небольшие научно-естеств. трактаты (впервые изданы в 1497 в Венеции). Т. дополнил политик Аристотеля описанием законов (24 кн.). Т. считается отцом ботаники, создателем метода наблюдения, использующего индукцию (De causis plant, 17, 6); генерализация и классификация ведутся по сходству и различию единичных объектов.

М. Петров. Ростов-на-Дону.

В логике Т. сделал ряд существ. дополнений к учению Аристотеля. Наряду с силлогизмами Т. впервые стал систематически изучать выражения, в к-рых встречаются лишь переменные для высказываний. Тем самым им было положено начало уточнению логики предикатов с помощью принципов логики высказываний. В качестве аксиоматически принимаемых выражений Т. использовал наряду с modus ponens еще четыре других пропозиционных закона. Эти законы легко выразимы на языке совр. логики высказываний, пополненной строго разделительным "или". В логике классов Т. предвосхитил операцию квантификации предиката, а также пополнил систему модусов Аристотеля пятью новыми, к-рые в дальнейшем были объединены под именем четвертой фигуры простого категорич. силлогизма. Не ограничиваясь лишь количеств. уточнением объема предиката, Т. занялся и качеств. уточнением последнего, т.е. ставил над предикатами знак логич. отрицания.

Отступая от Аристотеля в модальной логике, Т. рассматривал "возможность" как неравнозначную с "отрицанием необходимость", в связи с чем модальная силлогистика Т. существенно отличается от аристотелевской.

Согласно Лукасевичу, Т. возражал также против использования единичных терминов в отдельных местах силлогистич. системы Аристотеля. В целом Т. как логик должен рассматриваться как связующее звено между Аристотелем и стоиками.

Н. Стяжкин. Москва.

Вслед за Аристотелем Т. утверждал объективность качества. Внутр. структуру качества Т. обосновывал, исходя из принципов атомизма Демокрита и учения Аристотеля о причинах. Онтологич. исследование качества привело Т. к постановке осн. вопросов эпикуреизма и стоицизма - о соотношении необходимости и случайности. Предпринятая Т. и сохраненная в последующих сенсуалистич. учениях попытка соединить концепцию причинности Аристотеля с учением Демокрита привела к фаталистич. истолкованию каузальных связей и требовала для объяснения многообразия мира либо введения случая (отклонения атомов у эпикурейцев), либо атомизации самих первопричин (сперматич. или "семенные" логосы стоиков, опиравшихся также на учение Т. об огне).

Важно значение Т. для истории философии. Им собраны многочисл. сведения о ранних филос. школах, использованные позднейшими историками в качестве первоисточника. Ранних философов Т. рассматривал как предшественников Аристотеля.

М. Петров. Ростов-на-Дону.

Соч.: [Opera graece], voir Aristote [Opera graece, t. 2-4], Venetiis, 1497; в рус. пер. - О свойстве нравов человеческих, СПБ, 1772; Характеристики, СПБ, 1888; Исследование о растениях, М., 1951.

Лит.: Владиславлев M., Логика. Обозрение индуктивных и дедуктивных приемов мышления и исторические очерки: Логики Аристотеля, схоластической диалектики, логики формальной и индуктивной, [2 изд.], СПБ, 1881; История философии, т. 1, М., 1940; с. 258-62 (см. имен. указат.); Лукасевич Я., Аристотелевская силлогистика с точки зрения совр. формальной логики, пер. с англ., М., 1959 (см. указат.); Маковельский А. О., История логики, М., 1967, с. 143-47 (см. имен. указат.); Diеls H., Theophrastea, В., 1883; Rabe H., De Theophrasti libris, Bonnae, 1890 (Diss.); Кley W., Theophrasts Metaphysisches Bruchstück..., Würzburg, 1936 (Diss); Dirlmeier F., Die Oikeiosis-Lehre Theophrasts, Lpz., 1937; Bocheński I. M., La logique de Théophraste, Freibourg, 1947; [см. рец.], "J. Symbolic Logic", 1948, v. 13, No 4, p. 213-14; Indemans J. Η. Η. Α., Studien over Theophrastus, Nijmegen, 1953.

В начало энциклопедии