Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
МЕН ДЕ БИРАН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЕН ДЕ БИРАН

МЕН ДЕ БИРАН (Maine de Biran) Мари Франсуа-Пьер Гонтье (29 ноября 1766, Бержерак - 20 июля 1824, Париж) - французский философ. Происходил из семьи врача. Сделал блестящую политическую карьеру: был администратором департамента Дордонь (1795), членом Совета пятисот (1797), субпрефектом Бержерака (1806), членом палаты депутатов (1809), государственным советником (1816).

В развитии его философских идей можно выделить три периода. В первый период (до 1804), примыкая к школе "идеологов" (Кабанис, Дестю де Траси и др.), он выступает приверженцем сенсуалистической философии Кондильяка. В докладе о "Влияние привычки на мыслительную способность" ("Influence de l'habitude sur la faculté de penser", 1803) он развивает мысль о том, что в разуме нет ничего, чего не было бы в наших чувствах.

Взгляды, характерные для второго периода (1804-18) - т. н. "философия воли" - изложены в докладе "Об анализе мышления" (1805), удостоенном премии Академии, и в "Опыте об основаниях психологии и об ее отношении к изучению природы" ("Essai sur les fondements de la psychologie...", 1812, полностью опубликован в 1859). Генезис самосознания, Я (le moi) не может быть выведен из пассивных ощущений (sensations). Мыслящее индивидуальное Я является активным субъектом, определяющим возникновение восприятий (perceptions). Активность Я проявляется в волевом усилии (effort) при столкновении с не-я. Это "движущее волевое ощущение" на определенной стадии развития органической жизни берет на себя управление нашим телом, превращая чисто рефлексивные действия в автономную двигательную способность. Так, напр., если я хочу поднять руку, то инициатива исходит от Я, вызывая движение в моем теле. Мен де Биран различает два типа жизни: во-первых, жизнь животную, пассивную - жизнь ощущений, инстинктов, желаний, работа сновидений во время сна, автоматические действия в период бодрствования (иначе говоря, бессознательные механизмы); во-вторых, жизнь человеческую - активную жизнь субъекта как источника инициативы. Для объяснения постоянства Я во время сна или пребывания в бессознательном состоянии он вводит понятие души, отрицая возможность ее познания (существование души является лишь предметом веры).

Мен де Биран выделяет в человеке четыре системы: 1) аффективную, общую у человека с животными и предшествующую возникновению сознания; 2) сенситивную (пробуждение Я и его усилий); 3) перцептивную - сосредоточение усилий и внимания на каком-либо одном предмете, позволяющее познать те или иные вещи; задает иные правила поведения человека, нежели инстинкты; 4) рефлексивную - Я абстрагируется от всех случайных элементов, созерцает себя во всей чистоте, овладевает моральной свободой и ищет счастье в высших сферах разума.

Третий период его творчества (1818-24) отмечен влиянием христианского мистицизма (Паскаль, Фенелон, м-м Гюйо). В незавершенной работе "Новые очерки по антропологии" ("Nouveaux essais d'anthropologie", v. 1-2, 1823-24) он различает три рода жизни в человеке: животную (чувственность), человеческую (воля) и божественную (любовь). Оказал влияние на христианский экзистенциализм. Соч.: Oeuvres, ed. de P. Nisserand, 14vol. Р., 1920-44; De Г existence. Textes inédits, ed. de H. Goutrier. P., 1966. Лит.: Naville E. Maine de Biran, sa vie et ses pensées. P., 1857; Girard A. Le journal intime et la notion de personne. P., 1963; Gouhier H. Maine de Biran par lui-même. P., 1970; More T. C. T. The Psychology of Maine de Biran. Oxf., 1970; "Revue intenationale de philosophie", 1970, ¹ 75 (посвящен Мен де Бирану).

M. M. Федорова

В начало энциклопедии