Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КОНТРКУЛЬТУРА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНТРКУЛЬТУРА

КОНТРКУЛЬТУРА - понятие, используемое в социальной философии, культурологии и социологии культуры, (а) для обозначения идеологических и мировоззренческих установок, радикально противостоящих принципам и основоположениям, господствовавшим в западной культуре вплоть до последней трети 20 в. (т. е. до появления перманентной "культурной революции" леворадикальной интеллигенции); (б) в качестве характеристики одной из тенденций молодежной субкультуры 1960-70-х гг., отмеченной резким неприятием молодым поколением современной ему "культуры отцов", освящаемого ею образа жизни и формируемого ею ("тотально конформистского") типа личности. Термин "контркультура" принадлежит Т. Роззаку, который вынес его в заголовок своей философско-публицистической книжки "Создание контркультуры: размышление о технократическом обществе и его молодежной оппозиции" (1969), ставшей вместе с книгой Ч. Рейча "Зеленеющая Америка" ( 1970) манифестом леворадикальной молодежи Запада. Роззак попытался представить в виде некоторого мировоззренческого целого разнообразные, подчас достаточно далекие друг от друга идейно-политические тенденции, объединенные решительным неприятием западного общества и его традиционной культуры: "новую левую" социологию Ч. R Миллса и фрейдо-марксизм Г Маркузе, "гештальт-терапевтический анархизм" П. Гудмена и "апокалиптический мистицизм" Н. Брауна, "дзен-буддистскую психотерапию" А. Уотса и "оккультный нарциссизм" Т. Лири. Истоки контркультуры ее идеологи усматривали в мистических религиозно-философских тенденциях Востока и Запада, оккультизме и романтическом искусстве, в авангардизме 1920-х гг. и психоанализе 3, Фрейда, в творчестве Г. Гессе, Ф. Кафки и С. Беккета, вдохновлявшихся идеей "тотального разрушения" западной рациональности.

В социально-философском аспекте для приверженцев идеи контркультуры было характерно безоговорочное отрицание индивидуально-личностного принципа западной культуры, логическим следствием чего могло бы оказаться то же самое обезличение человека, против какового они протестовали, когда речь заходила о тоталитаризме или "техно-бюрократии" современного им общества. Либерально ориентированные критики идеологии контркультуры резонно отмечали, что к столь же прискорбному результату привела бы на практике и контркультурная идея отказа от принципа самотождественности "я", которое третировалось ее сторонниками как "чисто буржуазное" образование, обреченное "на слом" все рав

но каким способом - путем его наркотического "суспендирования" или аннигиляции в "сексуально-революционном акте" коллективного совокупления. Для идеологии контркультуры был характерен не только радикальный отказ от "христианского ригоризма" в области брачно-семейных отношений, но и стремление "взорвать" принцип интимности в эротической сфере, расцениваемый как ханжески-буржуазный "эгоизм вдвоем". Гипертрофированный ("экстатический") антииндивидуализм идеологии контркультуры был своего рода компенсацией фактического признания несостоятельности антибуржуазной революции новых левых экстремистов: то, чтоони не смогли осуществить в политической и социально-экономической областях, они с тем большей безоглядностью совершали в сфере духовной культуры ("революция в искусстве"), интимных отношений ("сексуальная революция") и того, что можно назвать общественным бессознательным ("психоделическая революция"). Это были сферы, в которых далеко идущими уступками современный западный "истеблишмент" готов был откупиться от угрожавшего ему революционного апокалипсиса в период очередной трансформации мировой политико-экономической системы. Констелляция трех названных революций в конце 60-х - 1-й пол. 70-х гг. определила идейное и глубинно-психологическое содержание контркультуры, повлиявшей на последующую эволюцию всей духовной культуры Запада в последней трети 20 в., углубив ее кризисные (деструктивные) тенденции.

В собственно социологическом аспекте контркультура, как правило, идентифицировалась, с одной стороны, в качестве составляющей молодежной субкультуры - средства самоидентификации молодого поколения в противоположность старому поколению; с другой стороны, она рассматривалась как характеристика новейшего типа потребительского сознания. В первом случае социологи видели в контркультуре симптом инфантилизма, возникшего в результате позднего включения молодежи в активную трудовую жизнь, когда биологическое повзросление существенно опережает повзросление социокультурное ("сексуальная революция" как составная часть идеологии контркультуры). Тема победоносной сексуальности очертила то идеологическое пространство, в котором проблематика молодежной революции существенно расширилась и углубилась, представ в виде вопроса о современном типе "вожделеющего человека", откристаллизовавшемся именно в итоге эволюции теории и практики контркультуры. В 70-е гг. на смену этой революции пришла "холодная война" за права "сексуальных меньшинств", каждое из которых претендовало на собственную контркультуру. В области социально-философской провозвестником нового этапа в развитии идеологии контркультуры стал М. Фуко.

Лит.: Социология контркультуры. Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. М., 1980.

Ю.Н.Давыдов

В начало энциклопедии