Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЗОРОАСТРИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗОРОАСТРИЗМ

ЗОРОАСТРИЗМ - религиозное учение, распространившееся в 1-м тысячелетии до н. э. на северо-востоке Ирана и в сопредельных областях Афганистана и Средней Азии. Приверженцы зороастризма именуются в различных текстах также маздаяснийцами, парсами, огнепоклонниками; мусульмане дали им уничижительное прозвище "гебры". Название "зороастризм" связано с именем легендарного основоположника религии - Зардушта (иначе Заратуштра, Заратустра; греч. - Зороастр). Полагают, что он был реальным историческим лицом и жил не позднее 7 в. до н. э. Древность возникновения и позднейшие гонения на приверженцев зороастризма привели к утрате многих его текстов. Сегодняшние исследователи опираются, в основном, на наиболее известный сборник молитв, преданий и поучений - Аеесту, записанный в 4-6 вв. За время своего существования зороастризм впитал космогонические представления, существовавшие среди иранских племен еще в эпоху индоарийской общности и в свою очередь способствовал возникновению новых идейных и религиозных систем: митраизма, манихейства, а также движения маздакитов. Зороастризм серьезно повлиял на раннее христианство И ислам, на верования курдов и народов Кавказа.

В основе его вероучения лежит представление о "Мудром господе" - Боге-творце Ахура-Мазде (отсюда - "маздаяснийцы"), создавшем все благое и полезное: свет, тепло, землю, животных, людей и растении. Цель жизни благочестивого зороастрийца - помогать "Мудрому господу", защищать и приумножать его творения: поддерживать огонь, разводить скот, обрабатывать землю, заниматься строительством, ремеслом и торговлей; растить детей. Соперником Ахура-Мазды (иначе: Ормузд, Хормузд) выступает дух зла Анхра-Майнью (иначе: Ахриман), создавший холод, смерть, вражду, вредных животных и насекомых и т. п. Зороастрийцы считают себя обязанными бороться с ними, чтобы удостоиться посмертной награды.

Силы природы, стихии и положительные качества персонифицировались в роли сподвижников Ахура-Мазды или его проявлений - "Бессмертных святых" ("Амеша Спента"): Boxy Мана - "Добрая мысль", Аша Вахишта - "Лучшая правда", Хшатра Варья - "Избранная власть", Спента Армаити - "Благочестие", Амеретат - "Бессмертие" и Хаурватат - "Целостность". В зороастризме сохранилось понятие "Высшей правды" (существовавшее еще у индоарийских племен) - Арты, подразумевающей чистоту человеческих помыслов и благородство поступков, "правильный образ действий". Правда противопоставлялась лжи, извращенности- Друдж, неотъемлемому качеству Анхра-Майнью.

Чуждый идолопоклонству, зороастризм сохранил в ритуалах культ огня как воплощения доброго начала, символа Арты. Особым образом зажженный огонь поддерживался в зороастрийских храмах столетиями, что породило еще одно название - "огнепоклонники".

Представления о душе и посмертном существовании отразились в сказании о праведном Вирафе ("Арда-Вираф-нама"), описывающем путешествие зороастрийского священнослужителя по загробному миру: возле "горы справедливости" есть мост Чинват, по которому переходят в рай только праведники, а грешники падают с моста в бездну

Зороастрийское жречество (маги, мобеды) было наследственным и пользовалось большим влиянием. Зороастрийцы не признают постов и смешанных браков, бытовые ограничения в их среде очень строги. После того, как Иран был завоеван арабами, начался постепенный переход населения в ислам.

К 12-13 вв. зороастрийское духовенство окончательно утратило былую власть, и часть его вместе с наиболее активными приверженцами переселилась в Северную Индию, где получила название "парсы" (т. е. "выходцы из Фарса" - центральной иранской провинции).

Немногочисленные зороастрийские общины существуют и в наши дни в Йезде, Кермане, Бомбее, Карачи и некоторых других городах. Они сохранили свои обычаи и культуру. С перевода их богослужебных книг в 18 в. началось систематическое изучение персидской доисламской литературы и языка эпохи Сасанидских царей (224-650), при которых зороастризм был государственной религией Ирана.

И. К. Петрова

В начало энциклопедии