Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
ЭРИУГЕНА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭРИУГЕНА

ЭРИУГЕНА - см. Иоанн Скот Эриугена. ЭРОС [греч. - (сильное) желание, любовь, как персонификация - Эрот, в греч. мифологии, поэзии и культе - бог любви; лат. Amor - Амур или Cupi-do - Купидон], в мифоэпич. теокосмогониях космич. прапотенция, приводящая в действие механизм гене-алогич. порождения мира, «древнейший из богов» (Платон, Пир 178 d), не имеющий родителей. Так, в «Теогонии» Гесиода (ст. 116 слл.) Э. вместе с Хаосом и Геей-Землёй входит в начальную троицу божеств; в интерпретации Аристотеля («Метафизика» 984 b 23): Хаос - пространство, Гея - праматерия, Э.- движущая сила. Аналогичную роль Э. играет в теогониях Акусилая (9 В 1-3 DK), Ферекида из Сироса (7 А 11, В 3), Парменида (В 13) и в поэмах орфиков. Типологич. параллели: др.-евр. ruah - «дух божий», оплодотворяющий водный хаос (Кн. Бытия 1, 2; термин, означающий также любовное желание), «любовная тоска» (??9??) в «космогонии сидонян» у Дамаския (De princ. 125) и др. Мотив космогонич. Э. продолжается в «любви» , или «Афродите», Эмпедокла как силе, соединяющей элементы, и даёт позднюю реплику в гимне Лукреция к Венере, которая «одна правит природой вещей («О природе вещей» 1, 21).

Уникальное место занимает философия Э. у Платона - прежде всего в «Пире», а также в «Федре», где мотив Э. как ностальгии по абсолюту переплетается с теорией припоминания - анамнесиса. Э. испытывает влечение к красоте (греч. - выражает также определ. аспект «блага» вообще) и, следовательно, ещё не обладает ею, но отсюда не следует, что он сам безобразен или не благ: Э.- не бог, а демон, т. е. промежуточное существо между богом и человеком, между красотой и безобразием, добром и злом, мудростью и незнанием. Именно в силу своей «промежуточности» Э. оказывается связующим звеном между миром небесным и земным и - для человека - средством восхождения к небесному миру. Метафизич. (недосягаемая) реальность предстаёт у Платона как эстетич. объект любви, а Э. оказывается метафорой философствования. У Аристотеля перводвигатель движет космосом как объект любви (Э.) («Метафизика» 1072 b 2). Плотин в трактате «Об Э.» («Эннеады» III 5) перетолковывает платоновский миф в духе стоич. аллегорезы: Э. происходит от нищеты-материи (которая лишена всякой формы) и богатства-логоса, исходящего из ума (нуса), и принадлежит Афродите-душе (как в макро-, так и в микрокосмосе), занимающей промежуточное положение между нусом и материальным миром; как «сопряжённый с материей» Э. «ущербен благом, но и стремится к нему, ибо от него рождён» («Эннеады» III 5, 9). В элли-нистич. филос. школах Э. низводится до уровня опасной «страсти» (патос), угрожающей апатии стоического и атараксии эпикурейского мудреца и подлежащей искоренению (Диоген Лаэртий X 118).

см. также Любовь.

Nygren ?., Eros und Agape, В., 1955; Sсuiavone M., II problema dell' amore nel mondo greco, v. l, Mil., 1965; Lotz J. B., Die Stufen der Liebe. Eros, Philia, Agape, Pr./M., 1971; Leskу ?., Vom Eros der Hellenen, Gott., 1976; Fasсe S., Eros. La figura e i1 culto, Genova, 1977;

см. такте лит. к статьям «Пир», «Федр», Платон.

В начало словаря