Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
ТЭН

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТЭН

ТЭН (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузье, Арденны,-5.3.1893, Париж), франц. философ, историк, психолог, эстетик. Т. испытал влияние антич. философии, детерминизма Спинозы, эстетики Гегеля, франц. материализма 18 в., особенно Кондильяка, а также франц. и англ. позитивизма.

В теории познания в центре внимания Т. природа заблуждения, абсолютное и относительное в познании, критерий истины. В соч. «Об уме и познании» (v. 1-2, 1870, рус. пер., т. 1-2, 1872) Т. вслед за Кондильяком развивает материалистич. т. зр. в противовес агности-цизму Канта и индуктивизму Дж. Ст. Милля. Задача познания, по Т.,- «преодоление галлюцинаций и иллюзий» и создание «науки вещей и фактов», ибо одно лишь понятие факта или события соответствует реальным вещам, а потому «наши познания суть факты ...Наша задача - определить, как они рождаются, каким образом и при каких условиях они сочетаются и каковы постоянные результаты подобных сочетаний» («Об уме и познании», с. 11). По Т., критерий истинности - «взаимная согласованность представлений».

Т.- родоначальник культурно-историч. школы в искусствоведении, развивавшей историко-генетич. анализ искусства. Наибольшее влияние оказало его соч. «Философия искусства» (1865, рус. пер. 1933), в котором искусство рассматривалось как обществ. явление. Методологии Т. присущи историзм, идея развития, борьба с теологией. По Т., искусство обобщает и выражает «господствующий тип», «типичный характер», воплощающий «наиболее существ. черты эпохи», «дух времени». Т. призывал художников отражать субстанциональные стороны жизни, «сущность вещей», иерархию эстетич. ценностей, предполагая её существование в «самом бытии». Критерий оценки произведения искусства, по Т., - степень важности и благотворности характера, степень цельности впечатлений (форма и композиция в искусстве). Искусство, по Т., не только средство познания истины, но и средство ощущения, чувствования мира, доля эмоционального момента в искусстве велика. Искусство «так же вечно, как и цивилизация».

Социологически ориентированная эстетика Т.- первая попытка изучения функционирования искусства в обществ. организме, хотя Т. не смог преодолеть идеа-листич. понимания истории. Основные факторы развития искусства - раса, среда и историч. момент. Г. В. Плеханов видел заслугу Т. в установлении при-чинно-следств. связи между обществ. строем, господствующими вкусами, общественной психологией и искусством.

В историч. взглядах Т. проявились метафизичность и классовая ограниченность. Так, революции он считал «дитём общего возбуждения». В основном историч. труде «Происхождение совр. Франции» (v. 1-3, 1876- 1893, рус. пер., т. 1-5, 1907) Т. нарисовал неприглядный социальный портрет якобинца, пользуясь случайно подобранными фактами; он не понимал историч. значения Парижской Коммуны. Критикуя позитивизм, он не выходил за рамки позитивистской методологии.

Sa vie et sa correspondence, v. i-2, P., 1908-144; в рус. пер.- Англ. позитивизм, СПБ, 1866; Критич. опыты, СПБ, 1869; Очерки совр. Англии, СПБ, 1872; Бальзак. Этюд, СПБ, 1894; Франц. философия 1-й пол. 19 в., СПБ, 1896; О методе критики и об истории литературы, СПБ, 1896; История англ. литературы, т. 5, М., 1904; Путешествие по Италии, т. 1-2, М., 1913-16; Лекции об искусстве, ч. 1-3, 5, М., 1919.

Плеханов Г. В., Лит-pa и эстетика, т. 1-2, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 5, 8, М.,1965 - 1967; Моравский С., Концепция искусства Т. и бурж. эстетика, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в. 2, М., 1965; Предвечный Г. П., Франц. бурж. эстетика, Ростов н/Д., 1967; Новиков А. В., От позитивизма к интуитивизму, М., 1976; L а с о m Ь е P., Taine historien et sociologie, P., 1909; Ehevrillon ?., Taine; formation de sa pensee, P., 19323; Cresson A., Hippolyte Taine. Sa vie, son oeuvre, avec im expose de sa Philosophie, P., 1951.

В начало словаря