Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
БОГОСЛОВИЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

БОГОСЛОВИЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ

Своеобразие христианской музыки состоит в том, что она не склонна к внешним эффектам и театральности, а стремится быть «внутренней». Она «не нуждается ни в технических средствах выразительности, ни в каких бы то н и было внешних приемах, призванных "поразить", "ошеломить", произвести чувственные впечатления. Ей не надо никакого "украшательства". Она подобна безмолвному общению души с Богом и может достигнуть своей цели самыми простыми средствами... Это слышимый знак неслышимых великих ценностей, которые являются, как правило, ценностями коллективными. Сугубо индивидуальные ценности слишком слабы, хрупки и недостоверны, чтобы быть великими» (Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. - СПб., 2000. - С. 183-184). Все это связано в онтологической укорененностью христианского музыкально-эстетического этоса. Августин не случайно использовал античное учение о числовой структуре мироздания для анализа ритмической природы музыкального искусства. В укорененности музыки в самом строе Божьего мира он видел причину столь сильного воздействия духовных гимнов на души верующих.

Развитие musicasacra и христианской музыкальной эстетики не было гладким. Тридентский собор (1545- 1562), примечательный в богословско-эстетическом смысле тем, что утвердил положения, ограничивающие творческую свободу художников в толковании библейских сюжетов, оставил характерный след и в области музыкального богословия. Его участники высказались зато, чтобы запретить в церковной музыке использование полифонического звучания, которое своим богатым многоголосием заглушает богослужебный тексты. Однако в окончательном варианте решений собора запрет не был сформулирован. Одна из версий подобного поворота событий указывает на итальянского композитора Дж. Палестрину (1525-1594) как спасителя церковных полифонических композиций. Он сочинил Мессу Папы Марцелла, в которой текстуальная основа не заслонялась, а, напротив, подчеркивалась многоголосым исполнением и тем самым глубже проникала в сознание и душу слушателей. В итоге стиль Палестрины был канонизирован католической церковью и считался образцовым для духовных сочинений вплоть до XIX в.

Для композиторов эпохи барокко (К. Монтеверди, А. Скарлатти, Дж. Фрескобальди, А. Вивальди, Ф. Куперена, Г. Шютца, И. С. Баха, Г. Генделя, Д. Букстехуде и др.) музыка выступала важнейшей художественно-эстетической формой, позволяющей воплотить и передать чувство благоговения человека перед величием Бога-Творца. М ногое в музыке пассионов («страстей»), ораторий, духовных концертов, «священных симфоний», кантат в их выразительных возможностях представлялось мистическим, чудесным. Она позволяла с помощью земных, сугубо человеческих средств воссоздавать как «ангельские песнопения», так и грозные апокалиптические картины. В средствах музыкальной выразительности усматривалась символика, свидетельствующая о Божьем присутствии в звучащих гармониях. Простые тональности символизировали невинность Девы Марии и Агнца Божьего. Тональность с тремя знаками при ключе, а также трехдольный размер были символами Св. Троицы и т. д.

В протестантских богослужениях роль органиста, который имел возможность не только сопровождать хор, но и солировать, была столь велика, что его нередко сравнивали с проповедником.

Культура барокко порождала временами удивительные творения, представляющие собой нечто среднее между богословским трактатом и музыкальным произведением. Так, композитор де Кавальери создал духовную оперу под названием «Представление о Душе и Теле» (1600).

Начиная с эпохи Реформации в протестантской церковной музыке стали использоваться популярные народные мелодии, а также мелодии, имевшие конкретных авторов. Новые тексты превращали их в церковные песни - хоралы.

Лит.: Петрова А. Л. Реквием как философско-этическая концепция // Вестник научного атеизма. 1982. Сб. 30; Рубцова Н. А. Форма обращения как конструирующий принцип гимнического жанра // Поэтика древнегреческой литературы. - М., 1981; Сакетти Л. А. Очерк всеобщей истории музыки. -СП6-М. 1903; Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. - М. 1971; Цветков П. Гимны св. Амвросия Медиоланского. - М. 1891; Иванов-Борецкий М. В. Очерк истории мессы. -М. 1910; Антонова О. А. Католицизм и искусство. XX век. - М., 1985; Ганика Р. В. Очерки истории музыки. Т. 1-2. -СПб., 1911-1912; Григорианский хорал. Сб. науч. трудов. - М. 1997; Ливанова Т. Н. Западно-европейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. -М.: Музыка, 1977; Лобанова М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко. Проблемы эстетики и поэтики. -М. 1994; Музыкальная эстетика России XI-XVIII вв. Пер. и вступ. статья А. И. Рогова. -М., 1973; Науман Э. Иллюстрированная всеобщая история музыки. Пер. с нем. Вып. 1-15.- СПб., 1896-1899; Неф К. История западноевропейской музыки. Пер. с франц. - М., 1938; Новек Л. Стиль симфонический и стиль церковный //Музыкальная академия 2. 1997;

АнтифонГригорианский хоралПассионыОраторияРеквием

В начало словаря