Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
АНТИФОН

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

АНТИФОН

Антифон (греч. - лат. antiphona - звучащий в ответ). Короткий рефрен, звучащий в начале и в конце исполняемого во время литургии псалма, называется антифоном. Он использовался в богослужебном пенйи, начиная с IV в. Практика его введения и утверждения в христианской литургии связана с именами Игнатия Антиохийского, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского. Роль антифона состояла в том, чтобы с помощью музыкально-эстетических средств особо выделять ту или иную вероучительную истину, обратить внимание прихожан на главную добродетель прославляемого святого, в чью честь совершается праздничный обряд. Словесное содержание антифона могло быть почерпнуто не только из Псалтири, но также и из других книг Ветхого и Нового Заветов. Могли использоваться наиболее яркие тексты и из христианской поэзии. Богословско-эстетическая значимость антифона признавалась в равной степени и западными, и восточными церквами. Он был включен в состав мессы, вошел как один из обязательных элементов в структуру григорианского хорала. Гимны

Религиозная гимнография представляет собой творческую практику создания гимнов, а также область литературно-эстетических исследований, в центре которых находятся гимны как торжественные песнопения, обращенные либо к языческим богам, либо к христианскому Богу. Ритуально-культовые гимны - один из древнейших видов религиозно-художественного творчества, известный в древнеегипетской, древнеиндийской, древнеиудейской, древнегреческой и др. культурах. Каждый гимн содержал обращение к божеству, прославление его и молитвенную просьбу о покровительстве и помощи. Христианская гимнография восходит к псалмам царя Давида, созданным в XI-X вв. до н. э. Ее наиболее крупные представители - это гностик Бардесан (конец II - начало III вв.), Амвросий Медиоланский (ок. 340-397), Пруденций (348 - после 405), Венанций Фортунат (ок. 530 - после 600), Роман Сладкопевец (490-560), Рабан Мавр (780- 856), Филипп Гревский (XIII в.), Фома Че- ланский (?-1256). Сочинял христианские гимны и великий философ-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

Протестантизм возродил общее литургическое пение молящихся. В эпоху Реформации и в последующие века широкое распространение получил гимн, сочиненный Мартином Лютером (1483-1546) «Наш Бог - твердыня наша». Лютер утверждал, что он хотел бы видеть музыкальное искусство на службе у Того, Кто его создал и даровал людям.

В России существовало два направления в создании религиозных гимнов - в русле православной традиции (поэтические переложения псалмов Давида Симеоном Полоцким, М. В. Ломоносовым, Г. Р. Державиным, Ф. Н. Глинкой, Н. М. Языковым) и в русле христианско-евангельских направлений, развивавшихся самостоятельно, - молокан,духоборов и др.

В начало словаря