Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Эстетика: Словарь
ЦЕННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ЦЕННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

ЦЕННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ - особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т. п. Связь Ц. э. .с др. классами ценностей обусловлена их общей аксиологической природой: все виды ценностей (напр., добро, польза, справедливость, красота (прекрасное), величие и т. д.) характеризуют значимость объекта для субъекта, к-рая определяется ролью данного объекта в жизнедеятельности об-ва, класса, социальной группы или отдельной личности. Поэтому в эстетической сфере, как и в др. областях ценностной ориентации человека, понятие «ценность» соотносительно с понятием «оценка» (Оценка эстетическая): они характеризуют с разных сторон систему объектно-субъектных ценностных отношений. Своеобразие Ц. э. определяется специфическим характером эстетического отношения человека к действительности - непосредственным, чувственно-духовным, бескорыстным восприятием, ориентированным на познание и оценку содержательной формы, структуры, меры организованности и упорядоченности реальных объектов. Соответственно Ц. э. могут обладать: предметы и явления природы, доступные чувственному созерцанию; сам человек (его облик, действия, поступки, поведение); вещи, созидаемые людьми и образующие «вторую природу»; продукты духовной деятельности (научной, публицистической и т. п.), поскольку их структура оказывается чувственно воспринимаемой и оцениваемой; произв. иск-ва во всем многообразии его видов. Наличие определенной Ц. э. у всех этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально^исторических отношений они включены, какие идеалы служат критерием оценки данных объектов. Поэтому, хотя носителем Ц. э. может быть и природный объект, ее содержание всегда является социально-историческим и воплощает в себе диалектическую связь классового и общечеловеческого, национального и интернационального, исторически устойчивого и изменчивого, группового и индивидуального. Такой подход отличает марксистское понимание Ц. э. от толкования, к-рое дается ей в эстетике идеалистической, позитивистской и вульгарно-материалистической, где источником Ц. э. полагается бог (абсолютный дух) , индивидуальное сознание, физиологическая потребность организма или к.-л. физико-механические свойства материального мира. Многообразны не только носители Ц. э., но и ее виды. Исходя из разработанной эстетической наукой классификации Ц- э., осн. ее видом является прекрасное, к-рое в свою очередь выступает во мн. конкретных вариациях (как изящное, грация, миловидность, великолепие и т. д.); др. вид Ц. э.- возвышенное- также имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все др. положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с соответствующими отрицательными ценностями, «антиценностями» - с безобразным (уродливым) и низменным. Особую группу Ц. э. составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека и об-ва и образно моделируемых в иск-ве. Важная теоретическая проблема эстетической науки - определение соотношения Ц. э. и худож. ценности. В этом пункте у совр. ученых нет единства взглядов. Для одних данные понятия идентичны («эстетическое» и «художественное» представляются им синонимами); для др. худож. ценность есть разновидность Ц. э., характеризующая произв. иск-ва; для третьих Ц. э. и худож. ценность - самостоятельные классы ценностей, к-рые в иск-ве лишь перекрещиваются. Сторонники последней т. зр. считают, что Ц. э. характеризует произв. иск-ва не исчерпывающим образом (не в аспекте его художественности), а наряду и в сопряжении с его нравственной, политической, религиозной, документальной, утилитарной ценностью.

В начало словаря