Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ВЕНЕВИТИНОВ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВЕНЕВИТИНОВ

ВЕНЕВИТИНОВ Дмитрий Владимирович (14(26) сентября 1805, Москва-15 (27) марта 1827, Петербург, похоронен в Москве]-русский поэт, философ, критик. Потомственный дворянин. Получил разностороннее домашнее образование, с 14 лет читал и переводил античных авторов, увлекался Платоном. Занимался живописью и музыкой. В 1822-23 вольнослушатель Московского университета, где занимался историей, теорией словесности, математикой, естествознанием, анатомией. Особый интерес вызвала у него философия Шеллинга в изложении профессора М, Г. Павлова. В 1823-25 возглавлял Общество любомудров. В 1826-27 участвовал в издании "Московского вестника". В ноябре 1826 переехал в Петербург для службы в Иностранной коллегии. Умер от воспаления легких 22 лет.

Интерес Веневитинова сосредоточен на предмете философии, ее месте в системе других наук, что отражено в основном философском сочинении-письмах к княжне А. И. Трубецкой (1826). Решающее влияние иа его взгляды оказали идеи "Системы трансцендентального идеализма" Шеллинга. Трактовал философию как "науку познания", или как "познание самого познания". Задачу философии видел в объяснении закономерностей реального процесса познания, где "знание есть согласие природы с умом", а природа - это "совокупность всех предметов". В философских построениях Веневитинова отсутствует понятие Бога - результат его религиозного скептицизма. Процесс познания и самопознания рассматривал в связи с историческим развитием общества, которое проходит (достижение синтеза через отрицание) три "степени": дофилософское первобытное состояние, "Золотой век", время единения человека и природы, когда "все чувства были мысли". На второй ступени "человек раззнакомился с природою", в результате этого появились науки и "тогда родилась философия". На третьем этапе развитие философии приходит к своей вершине и растворяется во "всеведении", между человеком и природой устанавливается утраченная гармония, которая, по закону диалектики, вновь станет началом всего (Письмо к А. И. Кошелеву). Движущей силой и целью развития человека и человечества называл самопознание как приложение "нравственных усилий" каждого отдельного народа. Залог достижения утерянных самобытности и нравственной свободы России, прервавшей свой естественный ход, связывал с развитием философии вообще и культуры познания в частности (эти положения позже будут развиты Чаадаевым). В философии истории, этике и социальной утопии Веневитинова особое место занимало понятие народа, решающее в вопросе национальной идентификации общества, связующее в его схеме взаимоотношений между человеком и конкретным обществом. Стремление к пользе и благу народа, по мнению Веневитинова, должно быть целью и обязанностью каждого гражданина. Социальнополитические взгляды Веневитинова сопоставимы с декабристскими. Для его социальной утопии, тяготевшей к предромантической этике декабристов, характерны идеи "общего блага", гражданской позиции, критика индивидуализма. Соч.: Поли. собр. соч. М.-Л., 1934.

Лит.: Котяяревскии И. А. Старинные портреты, СПб., 1907; Каменский 3. А. Московский кружок любомудров. М., 1980. Архивы: ОР РГБ, ф. 48, 231; ИРЛИ, φ. 415; РГАЯИ, φ. 1043.

И. Ф. Худушина

В начало энциклопедии