Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедия "История философии"
ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ

ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ

понятие, используемое философией постмодернизма для характеристики философии классического типа, фундированной презумпцией наличия универсальной закономерности мироздания (см. ЛОГОС, ЛОГОЦЕНТРИЗМ, ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФОНО-ЛОГОЦЕНТРИЗМ). По оценке постмодернизма, проблемно-концептуальные поиски философского мышления подобного типа центрируются вокруг двух фундаментальных ‘тем’: в проблемном поле онтологии это ‘тема универсальной медиации’, в сфере гносеологии - ‘тема изначального опыта’ (Фуко). Первая из них аксиоматически постулирует в качестве наличного ‘смысл, изначально содержащийся в сущностях вещей’, что инспирирует такое построение философской онтологии, ‘когда повсюду обнаруживается движение логоса, возводящего единичные особенности до понятия и позволяющего непосредственному опыту сознания развернуть, в конечном счете, всю рациональность мира’ (Фуко). Так, применительно к носителям научной рациональности классического типа неоднократно отмечалась (и не только постмодернизмом) свойственная им ‘непоколебимая вера в то, что любое подробно изученное явление может быть совершенно определенным образом - путем специализации общих принципов - соотнесено с предшествующими ему явлениями. ...Именно такое инстинктивное убеждение... является движущей силой научного исследования, убеждение в том, что существует некая тайна и что эта тайна может быть раскрыта’ (Уайтхед). Уайтхед усматривает глубокие социокультурные корни данного феномена, полагая, что ‘указанное направление европейской мысли... берет свое начало из существовавшей в средние века непререкаемой веры в рациональность Бога, сочетающего личную энергию Иеговы с рациональностью греческого философа. Ни одна деталь не ускользнула от его бдительного ока, каждой мелочи он нашел место в общем порядке’. На этой основе в классической культуре формируется образ мира как книги и соответственная интерпретация когнитивных процессов: по выражению Фуко, ‘если и наличествует дискурс, то чем еще он может быть, как не скромным чтением?’ (см. ГЕРМЕНЕВТИКА). В противоположность классической традиции, постмодернизм аранжирует обе названные ‘темы’ философского мышления в радикально альтернативном ключе: презумпция имманентной пронизанности мироздания универсальным логосом сменяется презумпцией его фундаментальной хаотичности (см. ПОСТМОДЕРНИСТ- CКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ), а трактовка познавательного процесса как процедуры декодирования (‘чтения’) имманентных бытию смыслов уступает место отказу от классической идеи референции и трактовке смысла как конституирующегося в семиотическом процессе и принципиально неатрибутивного объекту или тексту (см. ПУСТОЙ ЗНАК, ОЗНАЧИВАНИЕ, ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ означаемое). (см. также РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФИЯ.)

В начало энциклопедии