Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Эйдос

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Эйдос

ЭЙДОС (греч. ei5oc, - вид, облик) - термин древнегреч. философии, означающий смысловые очертания предмета, тип, вид (в таксономическом смысле). Обычное значение Э. - внешний облик - в философском узусе досократиков и софистов приобретает семантику обобщенного типа (Парменид, Эмпедокл) или видового понятия (Протагор). Э. у Демокрита - одно из именований атома как «фигуры». Одним из центральных понятий западной философии Э. становится благодаря учению Платона. Платон употребляет термин Э. (как и термин «идея» - iSect) для обозначения мыслимой сущности каждой вещи. Все в бытии имеет ту или иную степень определенности (и познаваемости) в той мере, в которой воплощает свой Э.: чувственно невоспринимаемую форму (структуры) предметности. Платон описывает диалектическое взаимодействие Э. и, вероятно, допускает их иерархию. Некоторые исследователи считают целесообразным различать значения платоновских терминов «Э.» и «идея». Так, ранний А.Ф. Лосев предполагает, что Э. имеет «дифференциальный» смысл, а идея - «интегральный». В поздних диалогах (Soph.; Parm.; Phileb; R.P.) Платон подчеркивает несводимость Э. к абстрактной универсалии. Бытие изображается Платоном как универсум Э., собранных вокруг сверхэйдетического Блага, общающихся друг с другом и участвующих в вещах чувственного мира. Это придает понятию Э. сакрально-персоналистический оттенок и объясняет позднеплатоническое понимание Э. как мыслей в божественном уме (см. Нус), а также склонность средневековых богословов отождествлять мир Э. и ангельские чины. Аристотель, в основном, пользуется платоновской семантикой Э. (В переводах Э. часто заменяется словом «форма».) Распространенное мнение о неотделимости аристотелевского Э. от материального носителя остается версией. Аристотель также использует термин Э. как элемент логической классификации, как «вид», подчиненный «роду». В 20 в. новый смысл термину Э. придает Э. Гуссерль и его феноменологическая школа. Э. употребляется здесь как синоним понятий «вид» (Spezies) и «сущность» (Wesen): речь идет о простом идеальном качестве, которое позволяет обобщать сходство индивидуалий и дано нам в особом акте «усмотрения» (т.е. не является ни мыслью, ни чувством в обычном смысле слова). Э. является важным элементом «феноменологической редукции»: процедуры освобождения сознания от эмпирических наслоений и обретения «чистого сознания» с его трансцендентальной конституцией. Эйдетическая редукция является одним из основных этапов этого пути (наряду с «эпохэ» и трансцендентальной редукцией). В ее результате обнаруживается универсум сознания, структурированный Э. и чистым Я. По словам Гуссерля, «сам эйдос есть созерцаемое, соответственно, доступное созерцанию всеобщее, чистое, необусловленное, именно необусловленное никаким фактом, отвечающее своему собственному интуитивному смыслу. Он до всех понятий заключен в смысле значений слов, которые как чистые значения должны образовываться, приспосабливаясь к нему, эйдосу» (Цит. по: Мотрошилова Н.В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003. С. 615).

АЛ. Доброхотов

Лит.: Посев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993; Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. М., 1999; Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск, 1999; Hartmann N. Zur Lehrevom Eidos bei Platon und Aristoteles. В., 1941; Peters P.E. Greek Philosophical Terms. N.Y. 1967; Sandoz CI. Les noms grecs de la forme. Bern, 1972.

В начало энциклопедии