Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Нус

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Нус

НУС (от греч. vovc, - ум, разум, дух) - категория греч. философии, означающая разумное начало в человеке и мире. В отличие от др. ментальных терминов, Н. указывает на интуитивное целостное схватывание истины.

Категориальное значение Н. приобретает в философии Анаксагора как правящее, всепроницающее, всезнающее и ни с чем не сливающееся начало. Н. соединяет в себе целевой (предел стремлений) и причинный (задание вихревого ритма) принципы. У Платона Н. также спорадически выступает как организующее космос начало (Tim. 29d-31b). У Аристотеля Н. - системная категория, обозначающая разум в двух аспектах: 1) как мировой перводвигатель и цель всего сущего (Met. XII); 2) как высшая познавательная способность души, «форма форм» (Dean. Ill, 8). Аристотель различает актуальный Н. - бессмертный и тождественный своему предмету, - и потенциальный Н., пассивно и фрагментарно отражающий истину. Бессмертна та часть души человека, которая смогла причаститься активному Н.

Позднеантичная философия пытается так или иначе суммировать учения Платона и Аристотеля о Н. Наиболее важная версия - неоплатонизм. У Плотина Н. - средний элемент в троичной иерархии мира. Он порожден Единым и, в свою очередь, порождает Душу. Сам по себе он - бытие, прекрасный космос божественных идей-образцов, принцип двойственности (как субъект-объектная диада). Поздний неоплатонизм (Ямвлих, Прокл) дает более изощренную дифференцированную структуру Н. Средневековая христианская философия сохраняет античную семантику Н, отождествляя его с универсумом ангелов и с высшими состояниями в молитвенной практике. Лат. аналог Н. - intellectus. Позднейшая традиция сохраняет содержание концепта в рубрике «Разум», иногда противопоставляя его дискурсивному «рассудку». Особенно близки античной теории Н. учения о Разуме в философии Г. В. Ф. Гегеля и Ф. Шеллинга.

АЛ. Доброхотов

Лит.: Посев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1994; Романский И Д Анаксагор. М, 1972; Савельева ОМ. Содержание понятия «нус» в греческой литературе VII-VI вв. до н.э. // И з истории античной культуры. М., 1976; Брентано Ф. Психология Аристотеля в свете его учения о vovc, тюптпка; (главы из книги) // Историко-философский ежегодник. 2002. М., 2003; Peters P.E. Greek philosophical terms. N.Y., 1967.

В начало энциклопедии