Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Современный философский словарь (1998)
ЭЙДОС

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ЭЙДОС

ЭЙДОС (eidos - вид, форма, образ): 1 ) в греческой литературе - "то, что видно", конкретная явленность, форма; 2) в феноменологии Э. Гуссерля - чистая сущность, отвлеченная от всех фактических различий. Понятие Э. уходит своими корнями в древний анимизм, согласно которому каждая вещь имеет уникальную душу, способную выходить наружу, перемещаться в пространстве и обнаруживать себя через проникновение в другие вещи и людей. Во времена Гомера и досократиков Э. понимался как "внешний вид", "наружность", "видимое", но с V в. до н. э. его значение начало изменяться: у Эмпедокла Э. - это образ, у Демокрита - это фигура атома, у Парменида - это видимая сущность. Софисты добавили к Э. смысл "быть видовым понятием", т. е. отнесли Э. к сверхчувственной реальности сущности. Постепенно Э. все более стал наделяться значением чего-то внутреннего, скрытого (Платон, Аристотель, Плотин), пока в наше время, например, в феноменологии Гуссерля, не превратился в объект интеллектуальной интуиции, в "чистую сущность".

Согласно А. Ф. Лосеву, Э. имеет следующие аспекты: простое, единое, цельное, неизменное, индивидуальная общность, самопрозрачность, смысл, явленный лик; Э. видится мыслью, осязается умом, созерцается интеллектуально. Вначале понятие Э. противопоставлялось понятию идеи: Э. - душа тела и начало дифференциации мира на отдельные предметы, а идея - дух рода, общее в явлениях. Платон и Аристотель по-разному сопрягали внутреннее и внешнее значения понятия Э., а также сблизили содержания Э. и идеи. Поэтому последующие мыслители предпочитали ограничиваться в описании невещественных аспектов мира термином "идея", а об "эйдетическом" стали говорить, скорее, применительно к картинному характеру человеческой памяти, зрительным впечатлениям. Качественное различение видовых и родовых сущностей (Э. и идеи), а также законов частного и общего порядка постепенно вытеснилось их сугубо количественной трактовкой.

Д. В. Пивоваров

В начало словаря