Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Современный философский словарь (1998)
ЕДИНОЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ЕДИНОЕ

ЕДИНОЕ (греч. en) - 1) сплошное, нераздельное на части, непрерывное; 2) Парменидово бытие, божественное первоначало, непостижимый абсолют. В противоположность понятию "единство" (греч. menas), в Е. не мыслят разнообразия, частей, множественности. Аристотель различал Е. как акциденцию множества и как Е. само по себе (т. е. как непрерывность, субстрат) и классифицировал его на виды: нумерическое, эйдетическое, формально-родовое и пропорциональное. Он также допускал возможность мыслить Е. как нечто целое, единичное или как общность.

В диалоге "Парменид" Платон поставил проблему, как совместить неподвижное и сплошное бытие с чувственным многообразием окружающего нас мира, как связать между собой Е. и многое. Этой проблемой живо интересовались Плотин, Ямвлих, Прокл, Дамаский и другие неоплатоники. Если многое невозможно помыслить без идеи Е., тогда надо допустить, что многое - результат эманации Е.; в конечном счете всякое многое вторично и возвращается непостижимым путем в Е. Неоплатоники мыслили Е. как "сверхбытие", придавали ему теологический характер и отделяли его пропастью от "многого". Они объявили Е. символом подлинной простоты, непостижимости, первопричиной всякого единения. Е. - высший принцип, оно предшествует всему, вечно существует до всяких частей и множеств. Не будучи ни субстанцией, ни жизнью, ни умом, ни вещью, Е. незримо присутствует во всем. Все сущее эманирует из Е. - тогда Е. становится (через число как эйдос) одним как единым и многим.

Спиноза понимал под Е. субстанцию, которую мыслил как простое, вечное, бесконечное, внутреннее, но в то же время допускал, что в ней есть бесконечная дифференциация на индивиды, на многое. Его волновала проблема совмещения бесконечного и конечного и возможность конечного человека познавать Бога. В индийской философии (веданта) бытует взгляд, что континуум - видимость и нет ничего, кроме Бога; Бог - Е., но не творец многого, поскольку многое - это только наша иллюзия.

Д. В. Пивоваров

В начало словаря