Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Платон и его эпоха (сборник статей)
Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

22 мая 1973 г. в Институте философии АН СССР состоялась юбилейная сессия ученых советов Института философии, философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и Научного совета АН СССР по истории общественной мысли, посвященная знаменательной дате - 2400-летию со дня рождения великого древнегреческого философа Платона. Перед собравшимися членами ученых советов, представителями научной общественности Москвы, переполнившими актовый зал Института философии, с кратким вступительным словом выступил заместитель директора Института философии доктор философских наук С. Ф. Одуев. На юбилейной сессии были заслушаны доклады доктора философских наук Φ. X. Кессиди «Изучение философии Платона в СССР», доктора филологических наук А. Ф. Лосева «Мировое значение философии Платона», а также выступления доктора философских наук В. В. Соколова, кандидата физических наук И. Д. Рожанского и кандидата филологических наук С. С. Аверинцева. Предлагаемый вниманию читателей сборник статей «Платон и его эпоха» посвящен этому юбилею Платона - 2400-летию со дня его рождения.

До недавнего времени не было принято отмечать даты, связанные с именами выдающихся творческих деятелей прошлого, от которых нас отделяют тысячелетия. Ныне такие юбилеи входят в традицию. Примечательно, что эта традиция складывается в век научно-технической революции и космических полетов. Она свидетельствует о развитии исторического мышления современного поколения, об осознании им своей «включенности» в единый процесс мировой истории, о тесной связи времен и поколений.

Интерес к изучению античного мира, не ослабевавший на протяжении всех прошлых веков, в настоящее время весьма возрос. Особенно это касается античной философии в целом и учения Платона в частности. Платон всегда современен. Поставленные им некоторые кардинальные вопросы не только не утратили своей актуальности, но и приобрели особую остроту.

Наиболее вероятно, что Платон родился в 427 г. до н. э. (некоторые же исследователи уточняют даже месяц его рождения и полагают, что он родился в мае указанного года). Платон был коренным афинянином весьма знатного происхождения. По отцу, Аристону, его род восходил к царю Кодру, а по матери, Периктионе,- к родственникам Солона. Говорят, что действительное имя Платона - Аристокл, данное ему в честь деда, «Платон» же - прозвище, означающее «широкоплечий» или «человек с широким лбом».

Имеются сведения, что Платон в ранней молодости увлекался поэзией, музыкой и живописью, преуспевал в гимнастике, принимал участие в Истмийских и Пифийских играх и награждался лавровыми венками.

Первоначально Платон учился философии у Кратила. В 20-летнем возрасте он знакомится с Сократом и становится его горячим приверженцем. После смерти Сократа (399 г. до н. э.) он уезжает в Мегару. Согласно сообщениям древних авторов, Платон, покинув Афины, странствовал в течение двух десятков лет: он посетил Египет и Кирену, путешествовал по Южной Италии и Сицилии, где общался с пифагорийцами. Вернувшись на родину около 387 г. до н. э., в 40-летнем возрасте, Платон основал в роще мифологического героя Академа философскую школу, которая впоследствии получила название Академии. Он умер в Афинах в 347 г. до н. э. в возрасте 80 лет. Литературная деятельность Платона продолжалась в течение полувека, и до нас дошли почти все его произведения, которых насчитывается свыше 30.

Авторитет Платона в эпоху поздней античности, в средние века и на протяжении всех последующих периодов новоевропейской истории был огромным. Его имя прошло сквозь века и тысячелетия: он был одинаково влиятелен и в своей правоте, и в своих заблуждениях. Платон явился родоначальником объективного идеализма - одного из основных направлений в философии. Его многогранное творчество, однако, выходит за пределы созданного им идеалистического учения. Вот почему при оценке философии Платона необходимо руководствоваться высказыванием В. И. Ленина о том, что «философский идеализм есть только чепуха с точки зрения материализма грубого, простого, метафизичного. Наоборот, с точки зрения диалектического материализма философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное, überschwengliches (Dietzgen) развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный» 1.

Платон выявил громадное значение логических определений, понятий и категорий в познании, их роль в философском и научном мышлении, их необходимость в исследовании вопросов о происхождении общества и государства, в анализе правовых и нравственных норм, в решении этических, эстетических и иных проблем. Поскольку всякое понятие есть отвлечение, абстрагирование, то, как показал В. И. Ленин, образование понятий таит в себе возможность идеализма, т. е. возможность их превращения в самостоятельные сущности и противопоставления их материальному миру вещей, отражением свойств и отношений которых они являются.

Платон - философ понятий. Он первым из мыслителей осознал роль понятия как абстракции и открыл понятийную природу мышления, отличную от чувственного восприятия. На пути установления противоположности понятийного мышления как сферы идеального и чувственной действительности как сферы материального и выяснения диалектики (противоречивого единства) этих двух сфер действительности Платон склонялся к абсолютизации идеального, к гипостазированию понятий. Эти понятия, представленные в качестве идеальных образцов, или смысловых моделей и умопостигаемых сущностей вещей, составляют, по Платону мир «идей».

Платоновская тенденция к абсолютизации идей и метафизическому противопоставлению родовых понятий миру вещей, а также его оценка роли «идей» в качестве формирующих принципов вещей вполне объяснима, ибо общеизвестно, что в философии, как и в других областях творческой деятельности, открытие нового нередко сопровождалось преувеличенным представлением о нем, его роли и значении в познании и самой жизни. В дальнейшем преувеличения такого рода критиковались и смягчались. Да и сам Платон в сущности подверг основательной критике свою теорию абстрактных и неподвижных идей в своих диалогах «Парменид» и «Софист», а вслед за ним это сделал выдающийся ученик Платона - Аристотель2. Не говоря уже о сложном и противоречивом характере учения Платона, его критика теорий идей свидетельствует как о его колебаниях в вопросе об отношении мира вещей к миру идей, так и том, что эта его теория не оставалась неизменной на протяжении полувекового периода творчества философа.

Платону принадлежит большое место в истории диалектики. В ряде диалогов («Софист», «Парменид», «Филеб» и др.) он виртуозно исследовал диалектику бытия и небытия, тождественного и иного, единого и многого, пребывающего и подвижного. А диалектика понятий и категорий, антиномичность диалектического познания и мышления были раскрыты в диалогах «Парменид» и «Софист». Идеалистическая диалектика Платона подготовила идеалистическую диалектику Гегеля. По словам В. И. Ленина, «Гегель развивает диалектику Платона» 3.

Считая истинным бытием мир «идей», Платон никогда не порывал с земным бытием: мир умопостигаемых идей никогда не заглушал для него звуков земли. Творец мира идей никогда не был, таким образом, отрешенным мыслителем, пассивным созерцателем происходящего, но всегда был и оставался активной личностью, исполненной веры в возможность преобразования всей общественной и государственной жизни.

Как утопист и мечтатель Платон был уверен в возможности осуществления своих социально-политических построений, что и заставило его, как известно, посетить сицилийских тиранов в надежде на реализацию своего проекта «идеального» государства. Платон верил в силу идей и идеалов в человеческой жизни и стремился формировать образ жизни и человеческие отношения сообразно им.

и государственной жизни древних греков.

Во времена Платона борьба между демосом и аристократией в Афинах и других греческих полисах все более обострялась. Тенденцию к поляризации общества на богатых и бедных, невольным свидетелем которой явился Платон, философ охарактеризовал как существование в одном государстве двух - государства «бедных» и государства «богатых». Итоги Пелопоннесской войны - крушение Афинской державы, разложение афинской демократии и общеполитический упадок всей Эллады - также не могли не сказаться на творчестве Платона. Чутко реагируя на ход событий и глубоко переживая социальные потрясения и коллизии своей эпохи, он стремился найти выход из этого кризиса, охватившего весь греческий мир. Этим в значительной степени объясняется присущее Платону и его мировоззрению сочетание пессимизма и оптимизма. Оглядываясь на великое прошлое своей родины, Платон искал в нем идеалы и строил на их основе схемы будущего общественного устройства, свободного от недугов его эпохи.

В личности и творчестве Платона совмещаются черты мечтателя и политика, умозрительного философа и заинтересованного идеолога аристократии, убежденного противника афинской демократии, сложившейся в период его жизни и деятельности. Платон - одна из сложных и противоречивых фигур в истории европейской философии и всей мировой культуры: он - идеалист и моралист, творец «идеального» государства и родоначальник позднейших социальных утопий; он - философ и писатель, тонкий диалектик, несравненный стилист и эстетик. Платон, творчество которого оставило неизгладимый след во всей последующей европейской теоретической мысли и вообще в мировой духовной культуре, навсегда остался в памяти человечества. Творчество великого мыслителя ныне, как и прежде, является ареной борьбы идеологий и вместе с тем - сферой философских изысканий и воспитания теоретического мышления, поисковым полем литературы и искусства, духовной культуры в целом.

Хотя Платон был и остается идейным противником материализма, однако, по словам В. И. Ленина, «умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм» 4. И потому «умный идеализм» Платона не только не служит помехой на пути глубокого изучения его богатого философского наследия, но, напротив, предполагает такое изучение.

Творчество Платона многогранно и неисчерпаемо. Предлагаемый вниманию читателей сборник охватывает ряд проблем, связанных с разными аспектами учения Платона и его литературного наследия. В разнообразной тематике сборника устанавливаются социально-исторические корни платоновского идеализма и его специфика, рассматриваются вопросы об утопии Платона, о роли мифа в его философии, о критике Платоном мифопоэтического мышления и неоплатонизм.

научного знания, разработки теории числа как «идеального объекта» и трактовки гипотезы Платона о правильных многогранниках как основных структурных элементах материального мира в свете современной физики. Некоторые аспекты социально-политических воззрений Платона даются в связи с его теорией обоснования полиса и проектом функционирования должностных лиц в идеальном государстве.

В работе уделяется значительное внимание вопросу изучения философии Платона в русской идеалистической философии, в марксистской философии в СССР. В разделе, посвященном литературному наследию античного мыслителя, анализируются вопросы, связанные с древнеармянскими переводами его сочинений, переводами на русский язык таких платоновских терминов, как «докса», «логос» и «эйдос», а также предпринимается попытка выяснить смысловое содержание терминов «свет» и «темнота» в контексте философии Платона.

Настоящий сборник будет способствовать дальнейшему изучению наследия великого греческого мыслителя, с именем которого связан один из важнейших этапов античной теоретической мысли.

Сноски

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 322.

«идеи» от вещей. По словам

B. И. Ленина, «критика Аристотелем "идей" Платона есть критика идеализма как идеализма вообще» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 255).

3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 293,

4 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 248.