Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ВОЛЬТЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВОЛЬТЕР

ВОЛЬТЕР (Voltaire) [псевдоним; наст. фамилия - А р у э (Arouet)], Франсуа Мари (21 нояб. 1694 - 30 мая 1778) - франц. писатель, публицист и философ, страстный борец с религ. мракобесием, один из вождей франц. Просвещения. Родился в семье парижского нотариуса. Дважды был заключен в Бастилию. Большое влияние на формирование филос. взглядов В. имело его пребывание в Англии (1726-1729), в то время передовой капиталистич. стране. В 1734-1749 (с перерывами) В. проживал в замке Сире, на границе Лотарингии, а в 1750-1753 находился в Пруссии при дворе короля Фридриха II. В 1758 В. поселился на границе Швейцарии и Франции, в замке Ферне, за неск. месяцев до своей смерти переехал в Париж, где и умер. В. активно сотрудничал в "Энциклопедии", возглавлявшейся Дидро, и поддерживал тесную связь с молодым поколением просветителей-материалистов.

Общественно-политич. идеи В. были направлены против феод.-крепостнич. режима и выражали идеологию франц. бурж. демократии. Они характеризуются, с одной стороны, симпатиями к народу, враждой к его угнетателям, а с другой - теорией "просвещенного абсолютизма", являвшейся прогрессивной для Франции первой половины 18 в. Обе эти черты проявляются уже в период пребывания В. в Англии. В сирейский период на основе общефилософских взглядов В. на первый план выдвигается оптимизм, связанный с лейбницианской идеей всемирной гармонии. Он отходит от этой идеи в 50-х гг., когда под влиянием наблюдений, политич. деятельности В. обуревают тяжелые сомнения в разумности существующего. В наиболее зрелый период деятельности В. - в фернейский период - он развивал идею прогресса человечества ("Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народов" - "Essai sur l'histoire générale et sur les moeurs et l'esprit des nations...", 1756-69), выступил в защиту крестьян ("Прошение ко всем должностным лицам королевства" - "Requête à tous les magistrats du Royaume...", 1769, и др. соч.). В то же время неспособный встать на сторону поднимающегося народа, В. видел путь к лучшему будущему в деятельности просвещенного и доброго монарха, в бурж.-либеральных реформах. Он осуждал идеи утопич. коммунизма и "плебейские" тенденции учения Руссо.

Философское мировоззрение В. нашло свое выражение в спец. работах - "Философских (или английских) письмах" ("Lettres philosophiques sur les Anglais", 1733; в 1734 эта книга была сожжена как "противная религии, добрым нравам и уважению к власти"), "Трактате о метафизике" ("Traité de métaphysique", 1734), "Основах философий Ньютона" ("Е́léments de la philosophie de Newton...", 1738), "Трактате о веротерпимости" ("Traité sur la tolérance", 1763), филос. повести "Кандид, или Оптимизм" ("Candide, ou l'Optimisme", 1759), "Философском словаре" ("Dictionnaire philosophique", 1764-69), "Опыте о всеобщей истории и о нравах и духе народов" и др.

Филос. мировоззрение В., определяемое социально-политич. жизнью предреволюц. Франции, в к-рой В. принимал активное участие, сложилось под влиянием учения Бейля, декартовского рационализма, философий Локка, естествознания Ньютона, англ. деизма 17-18 вв., а затем - франц. материализма.

Филос. идеи В. развивались в тесной связи с его взглядами на религию. В. вел неустанную борьбу с ортодоксальными формами религии (особенно с католицизмом) как с гл. идейным оплотом феод.-абсолютистского строя, выдвинув знаменитый лозунг "Раздавите гадину!". В. неутомимо доказывал абсурдность христ. вероучения и всякой религии. Однако, в отличие от материалистов 18 в., его младших современников - Ламетри, Дидро, Гельвеция и Гольбаха, - В. остался в основном на позициях деизма. Не удовлетворенный механистич. объяснением природы, к-рое давали франц. материалисты, В. считал божество "законодателем природы", принципом действия, принципом единства мира и его целесообразности ("Философский словарь", переписка). Однако В. признавал, что существование божества не может быть убедительно доказано никакими теоретич. соображениями и необходимость его признания определяется практическими, морально-политич. соображениями. Существование карающего и вознаграждающего бога, по В., является необходимой предпосылкой соблюдения моральных норм. В. был особенно озабочен возможными социальными последствиями исчезновения религ. веры и рассматривал веру в бога как своего рода полицейскую силу, налагающую узду на нар. массы. Отсюда его знаменитое высказывание: "Если бы бога не было, его следовало бы выдумать", (стих. "К авторy книги о трех обманщиках" - "Е́pître à l'auteur du livre des Trois Imposteurs", 1769).

Признание В. бога как доброго и справедливого судьи человеч. поступков поставило перед ним трудную и в сущности неразрешимую задачу объяснений существующего в мире зла. В работах сирейского периода (особенно в "Трактате о метафизике") В. разделял теолого-оптимистич. точку зрения Лейбница: зла в мире В сущности нет, ибо все страдания и беды растворяются во всемирной гармонии, и наш мир в целом - наилучший из возможных. Однако критич. отношение к окружающей действительности заставило В. (особенно в "Кандиде") подвергнуть резкой критике лейбницианскую теорию "предустановленной гармонии". В этой связи В. высказывался за активное вмешательство людей в обществ. жизнь с целью изменения устаревших и несправедливых порядков.

Хотя В. и не поднялся до атеизма, в трактовке важнейших явлений природы он, в рамках деизма, выступал как материалист. Так, критикуя дуалистич. учение о принципиальном различии тела и души, В. рассматривал мысль как атрибут материи, развивал нек-рые материалистич. идеи в области психологии. Однако не видя возможности на основе механистич. материализма объяснить происхождение ощущения и мышления, движение и притяжение, он считал их сообщенными материи богом ("Трактат о метафизике"). Т.о., критикуя метафизику 17 в., В. вынужден был вернуться к ней; неспособность объяснить разнообразие мира развитием материи привела его к идее о "Всемирном разуме" как причине этого разнообразия. В 60-70-х гг. под влиянием Дидро и др. материалистов, как это видно по "Философскому словарю" - сборнику статей, написанных В. для "Энциклопедии", - он энергично проводил ряд материалистич. идей. В. подчеркивал существование в природе всеобщей закономерности, отступая здесь от лейбницианской идеи "мировой гармонии", доказывал преимущества причинного рассмотрения явлений природы сравнительно с принципом целесообразности, а также и зависимость сознания от устройства органов человека ("Письма Меммиуса к Цицерону" - "Lettres de Memmius à Cicéron", 1771). В. решительно отвергал субъективный идеализм Беркли. Вместе с тем В. подвергал критике "Систему природы" Гольбаха, усматривая в его идее детерминированности всего сущего филос. оправдание всех несправедливостей. Тем самым он делал объектом критики одно из самых уязвимых мест франц. механистич. материализма - его созерцательность.

В области теории познания и м е т о д о л о г и и для В. характерно критич. отношение к дедуктивно-рационалистич. методу Спинозы, Лейбница, Мальбранша, Декарта, а также несогласие с учением последнего о врожденных идеях ("Философские письма" и др.). Призывая к опытно-эксперимент. исследованию природы, В. воспринял сенсуализм Локка и стал одним из первых его популяризаторов во Франции. Не принимая выводов об абсолютной относительности знания, он не порывал окончательно и с традициями декартовского рационализма, с идеей "вечных истин", считая, что не только аксиомы математики, но и правила вкуса и принципы морали являются безусловными истинами и не зависят от чувств. или историч. обоснования. В. выводил эту устойчивость идей и истин из общей всем людям "человеческой природы" ("Трактат о метафизике", "Философский словарь", "Невежественный философ" - "Le Philosophe ignorant", 1766, письмо Фридриху II от X. 1737, и др.).

Учение В. о естественной м о р а л и ("Поэма о естественном законе" -"Poème sur la loi naturelle", 1756; "Опыт о всеобщей истории...") идеалистично и метафизично, но направлено против религ. морали и апеллирует также к человеч. природе. Основания морали, носящей, по В., внеклассовый и внеисторич. характер, порождены обществ. инстинктом человека. Руководящим началом в выработке ее принципов должно явиться сознание обществ. блага. Гл. закон, вписанный природой в сердца людей и долженствующий стать основой поведения любого человека, формулировался В. как внеисторич. принцип: "Обращайся с другим так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой" ("Беседы дикаря и бакалавра" - "Entretiens d'un sauvage et d'un bachelier", 1761, и др.).

Для социологических воззрений В. характерно представление об обществе как о совокупности человеч. атомов, к-рые могут подвергаться перемещениям и перестановкам по воле правителей. Это представление соединялось у В. с теми надеждами, к-рые он возлагал на "просвещенных монархов". В своем понимании обществ. жизни В. был идеалистом, рассматривавшим историю в целом как арену борьбы добра и зла, просвещения и невежества, а социальные бедствия как результат невежества, ошибок и произвола отд. лиц. Вместе с тем В. призывал отказаться от простого хронологич. перечисления историч. фактов, от исключит. внимания к действиям королей, полководцев и т.п. В. поставил перед историч. исследованием задачу создания филос. истории ("Философия истории" -"La philosophie de l'histoire", 1765; "Пирронизм в истории" - "Le pyrrhonisme de l'histoire", 1769; "Размышление об истории" - "Réflexions sur l'histoire" и др.). Он выдвинул в этой связи широкую программу изучения истории культуры, включающей в себя открытия в области науки, техники, историю иск-ва и изучение ряда экономич. явлений ("Опыт о всеобщей истории..." и др.). В области историографии В. призывал отказаться от господствовавшего тогда европоцентризма и в своем "Опыте о всеобщей истории..." стремился охватить историю внеевропейских народов мира: арабов, китайцев, индийцев. Спец. работу В. посвятил истории России ("История России при Петре Великом" - "Histoire de l'Empire de Russie sous Pierre le Grand", t. 1-2, 1759-63, рус. пер., ч. 1-2. 1809). в к-рой, идеализируя Петра, создавал образ просвещенного монарха и в полемике с зап. историками давал положит. оценку достижениям России во всех областях жизни. В противоположность господствовавшей в историографии и социологии теологич. идее провиденциализма, В. выдвинул в "Опыте о всеобщей истории..." идею прогрессивного развития человеч. обществ на основе их внутр. законов.

В. Соколов. Москва.

В своих работах, связанных с проблемами э с т е т и к и, В. признавал относительность вкусов и в то же время был убежден, что существуют общие правила "хорошего вкуса", как существуют правила арифметики. Понимание историч. многообразия художеств. форм и общих законов иск-ва находится у В. в неразрешимом противоречии (см. статьи "Вкус" и "Прекрасное" в "Философском словаре"). Проблемы театра, в частности проблемы драматургии Шекспира ["Lettres philosophiques...", 1734 (18-е письмо);"Brutus. Tragédie. Discours sur la tragédie à milord Bolingbroke", 1730], он трактовал с позиций классицизма, хотя и критиковал классицистов 17 в. за отсутствие динамичности, за боязнь показать на сцене страждущего человека. В 60-х гг. В. испытал влияние эстетики Дидро, хотя в целом он, скованный классовой узостью своего обществ, идеала и изображая бурж. героя в идеализиров. форме "человека вообще", критически относился к реалистич. методу эстетики Дидро.

Идеи В. оказали огромное влияние на развитие бурж.-демократич. мысли и революционности. Под флагом многих его идей выступали деятели франц. революции - Робеспьер, Марат и др. Большое значение имело вольтерьянство в России и др. странах. Великий разрушитель феодализма и демократ. писатель и мыслитель, В. и сейчас вызывает к себе вражду реакционеров и горячую любовь и признательность прогрессивного человечества.

В. Бахмутский. Москва.

Соч.: Oeuvres complètes, v. 1-92, Kehl, 1785-89; Oeuvres complètes nouv. éd., v. 1-50, et Table générale..., v. 1-2, P., 1877-85; Oeuvres historiques, [v. 1-2], P., 1957. Соч. в рус. пер.: Философия истории, СПБ, 1868; Мысли Вольтера, СПБ, 1904; Избранные страницы, [кн. 1-3], СПБ, 1914; Мемуары и памфлеты. Политика, религия, мораль, Л., 1924; Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1-2, М.-Л., Academia, 1931; Избранные произведения..., М., 1956; Письма, М.-Л., 1956. Лит.: Шахов Α. Α., Вольтер и его время, 2 изд., СПБ, 1912; Moрлей Д., Вольтер, пер. с англ., М., 1889; Нечкина М., Вольтер и русское общество, "Большевик", 1944, No 22; Державин К. Н., Вольтер, М., 1946; Вольтер. Статьи и материалы, под ред. акад. В. П. Волгина, М.-Л., 1948 (ст. Дынник Μ. Α., Философские взгляды Вольтера и др.); Лифшиц М., Великий французский просветитель, "Новый мир", 1953, No 6; Соколов В. В., Вольтер, М., 1956; Кузнецов В. Н., Мировоззрение Вольтера, М., 1958 (автореф. дисс.); Бахмутский В., Вольтер и буржуазная драма, "Вопр. литературы", 1958, No 4; Lion H., Les tragédies et les théories dramatiques de Voltaire, P., 1895; Naves R., Le goût de Voltaire, P., 1936; его жe, Voltaire et l'Encyclopédie, P., 1938; Ρomeau R., La réligion de Voltaire, P., 1956; Brumfitt J. H., Voltaire historian, L., 1958; Вengesсо G., Voltaire. Bibliographie de ses oeuvres, t. 1-4, P., 1882-90; Ma1со1m J., Table de la Bibliographie de Voltaire par Bengesco, [Genève, 1953]; Addamiano N., Voltaire, Roma, 1956.

В начало энциклопедии