Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КОНСТАН ДЕ РЕБЕК

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНСТАН ДЕ РЕБЕК

КОНСТАН ДЕ РЕБЕК (Constant de Rebecque) Бенжамен Анри (25 октября 1767, Лозанна - 8 декабря 1830, Париж) - французский писатель и политический деятель, один из основоположников политической доктрины либерализма. Зачинатель романтизма во французской прозе (роман «Адольф», 1816). Получил домашнее образование, учился в Эрлангенском и Эдинбургском университетах. С 1803 эмигрант. В 1813 написал антинаполеоновский памфлет «О духе завоеваний и об узурпации в их соотношении с европейской цивилизацией» (De l’esprit de conquête et de l’usurpation dans leur rapports avec la civilisation européenne», 1814). В 1819 избран в палату депутатов, в 1830 - председатель Государственного совета. Автор фундаментального труда «О происхождении, формах и развитии религии» (De la religion considérée dans sa source, ses formes et ses développements, v. 1-5, 1824-31). В работах «Принципы политики, применимые ко всякому правлению» (1815), «Курс конституционной политики» (1818-19) развивал идеи либерализма.

Понятие свободы - одно из основных в политико-философском творчестве Констана. В статье «О понятии свободы у древних и у современных людей» он различает два типа свободы. Согласно Констану, в древности свобода трактовалась как разделение власти между всеми членами общества и их активное участие в управлении делами всего сообщества; свобода в современном понимании - это триумф индивидуальности, средство обеспечения личной безопасности и ограждения своего личного, частного существования от деспотизма власти. Поэтому политическая свобода, столь ценимая древними, в современных условиях есть лишь средство проявления индивидуальных прав и свобод.

Политическая система, с точки зрения Констана, должна находиться в гармонии с достигнутым уровнем исторического развития, поэтому основную ошибку Руссо и идеологов Французской революции он усматривал в попытке применить к условиям 19 в. античные концепции. На этой основе Констан строит теорию государства, в основе своей индивидуалистическую и либеральную. Задача политической теории, по его мнению, состоит в ограничении сферы деятельности государства, и такой границей должны выступать личные права каждого члена общества. В «Предисловии» к сборнику «Статьи о литературе и политике» (1829) Констан писал: «В течение сорока лет я отстаивал один и тот же принцип - свободу во всем: в религии, философии, в литературе, в промышленности, в политике, - понимая под свободой торжество личности как над авторитетом, который хотел бы деспотически управлять ею, так и над массами, которые требуют подчинения меньшинства большинству» (Oeuvres. P., 1957, р. 835). В работах по истории религии (в частности, в книге «Римский политеизм, рассмотренный в его отношении к греческой философии и религии» - Du polythéisme romain considéré dans ses rapports avec la philosophie grecque et la religion chrétienne, t. 1-2, 1833) проводил мысль о неразрывной связи философии, особенно этики, с религией. В эстетике был защитником «литературного космополитизма», подвергал критике каноны классицизма.

Сочинения:

Oeuvres. Ρ, 1957;

в рус. пер.: Статьи о литературе и политике. - В сб.: Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982;

О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей. - «Полис», 1993, № 2;

Об узурпации. - В кн.: Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995.

Литература:

Градовскиq А.Д. Политические теории XIX столетия. Парламентаризм во Франции. Б.Констан. - Собр. соч., т. 3. СПб., 1899;

Bastid Р. Benjamin Constant et sa doctrine, v. 1-2. P., 1966;

Eggli E., Maifino P. Le Débat romantique en France. 1813-30, t. 1. P., 1933.

M.M.Федорова

В начало энциклопедии