Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Энциклопедия "История философии"
ШВЕЙЦЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ШВЕЙЦЕР

ШВЕЙЦЕР

(Schweitzer) Альберт (1875-1965) - немецко-французский мыслитель-гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, общественный деятель. ‘Негритянский доктор’ в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка) (1913-1917, 1924- 1965). Доктор философии (тема диссертации ‘Философия в постановке задач очищения религии И.Канта’, 1899); доктор теологии (1900); доктор медицины (тема диссертации ‘Психиатрическая оценка Иисуса: характеристика и критика’, 1913). Лауреат Нобелевской премии Мира (1952) и франкфуртской премии Гёте (1928). Основные сочинения: ‘Проблема Тайной вечери на основании научных исследований 19 столетия и исторических сообщений’ (1901), ‘Тайна мессианизма и страдания. Очерк жизни Иисуса’ (1901), ‘И.С.Бах’ (1908), ‘Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I’ (1923), ‘Культура и этика. Философия культуры. Часть II’ (1923), ‘Христианство и мировые религии’ (1924), ‘Отношение белых к цветным расам’ (1928), ‘Мистика апостола Павла’ (1930), ‘Религия в современной культуре’ (1934), ‘Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика’ (1935), ‘О положении нашей культуры’ (1947), ‘Гёте. Четыре речи’ (1950), ‘Философия и движение в защиту животных’ (1950), ‘Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую’ (1953), ‘Проблема мира в современном мире’ (1954), ‘Проблема этического в развитии человеческой мысли’ (1954-1955), ‘Гуманность’ (1961, опубликована в 1966) и др. Человек, согласно Ш., приближает к себе и осваивает мир не на основе его познания, а благодаря переживанию его, которое трагично. ‘Два переживания омрачают мою жизнь, - писал Ш. - Первое состоит в понимании того, что мир предстает необъяснимо таинственным и полным страдания; второе - в том, что я родился в период духовного упадка человечества’. Существование людей в исторической перспективе обусловливается не столько их мышлением, сколько осознанием того, что любой из нас ‘есть жизнь, желающая жить среди жизни’. Стремясь сформулировать (в европейской интеллектуальной традиции вслед за Шопенгауэром) путь к избавлению от страданий, Ш. усматривал его в акцентированно свободном и осмысленном волеизъявлении человека. ‘Благоговение перед жизнью’, согласно философскому миропредставлению Ш. (самообозначение - ‘новый рационализм’), должно выступать основанием универсальной, космической этики и мировоззрения вообще человека и человечества. (Согласно Ш., ‘свободное и глубокое мышление не подвержено субъективизму... мышление по самой своей природе особым образом побуждает благоговение перед жизнью вступить в бой со скептицизмом’.) ‘Благоговение перед жизнью’ содержит в себе, по мысли Ш., смирение, миро-и жизнеутверждение и соответствующую этику. Последняя у Ш. ‘не подчеркивает различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью’. ‘Благоговение перед жизнью’ постулирует безграничную ответственность за все живое на Земле. ‘Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло - есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей’. Мировоззрение миро- и жизнеутверждения способно стать истинной культуротворящей силой лишь в гармонии с подлинными этическими ценностями. Для осуществления принципа ‘благоговения перед жизнью’ (этот принцип - ядро, несущая конструкция антинормативистской по сути этики Ш.), не допускающего парциальных решений, ‘...сознательно и по своей воле я отдаюсь бытию. Я начинаю служить идеалам, которые пробуждаются во мне, становлюсь силой, подобной той, которая так загадочно действует в природе. Таким путем я придаю внутренний смысл своему существованию’. Лишь в границах такого подхода, по Ш., возможно преодолеть пагубный характер воздействия современной цивилизации на человека. Конкретно-личностное начало в человеке не должно подавляться интересом ‘всеобщего’: воля, олицетворяющая свободное и нравственное начало в человеке, безусловно, значимее знания и понимания, обосновывающих неизбежность подчинения людей репертуарам объективации закономерностей внешнего мира. ‘Организованные государственные, социальные и религиозные объединения нашего времени пытаются принудить индивида не основывать свои убеждения на собственном мышлении, а присоединяться к тем, которые они для него предназначили. Человек, исходящий из собственного мышления и поэтому духовно свободный, представляется им чем-то неудобным и тревожащим, - отмечал III., - ...сверхорганизация нашей общественной жизни выливается в организацию бездумья’. Смысл бытия человека, полагал Ш., - непрестанное самосовершенствование с целью гармонизации и улучшения собственной природы. Иной путь не является достойным человека, его духа, освященного божественным происхождением. По мнению Ш., именно уровень гуманизма, достигнутый обществом в целом, адекватно отражает степень его зрелости и человекосоразмерности.

В начало энциклопедии