Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Энциклопедия "История философии"
ОЗНАЧАЕМОЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ОЗНАЧАЕМОЕ

ОЗНАЧАЕМОЕ

термин, используемый в семиотике для определения содержательной (‘умопостигаемой’) стороны знака, отсылающий к ‘понятию’ (‘знак’ связывает не вещь и ее название, но понятие и его акустический образ). О. неразрывно связано с означающим и не может существовать без последнего. Термин ‘О.’ использовался и стоиками (греч. термин semainomenon - ‘понимаемое’, ‘подразумеваемое’), и средневековыми философами (Августин использовал для его обозначения латинский термин signatum), однако детальную разработку получил в концепции де Соссюра. Моррис использовал близкий по смыслу термин ‘десигнат’. Деррида полагал, что понятие (трансцендентального) О. лежит в основе фундаментальной для логоцентристской традиции западной философии концепции репрезентации и мыслится как нечто внеположное языку и существующее до него, нечто, ‘имеющее место’ и умопостигаемое еще до своего ‘(грехо)падения’, до изгнания во внеположность посюстороннего чувственного мира’. По мысли Деррида, своей сугубо умопостигаемой гранью О. отсылает к абсолютному логосу, а в средневековой теологии оно всегда было повернуто к ‘слову и лику божьему’. По сути основоположным О. можно считать бытие. О., таким образом, призвано олицетворять истину или смысл, уже созданные логосом и существующие в его стихии; оно (как и понятие знака в целом) выступает в качестве наследника логоцентризма, которое идет рука об руку с определением бытия сущего как наличности. (см. СОССЮР, ОЗНАЧАЮЩЕЕ, ЗНАК, ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ, ОЗНАЧИВАНИЕ.)

В начало энциклопедии