Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Энциклопедия "История философии"
ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ РАЗВИТОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ РАЗВИТОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

’ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества’

(‘The One-Dimensional Man. Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society’, 1964) - книга Маркузе. Автор последовательно анализирует современные ему ‘Одномерное общество’, ‘Одномерное мышление’ и ‘Шанс альтернативы’. Согласно идеям ‘О.Ч.’, современное общество ‘усмиряет центробежные силы скорее с помощью Техники, чем Террора, опираясь одновременно на сокрушительную эффективность и повышающийся жизненный стандарт’; оно способно сдерживать ‘качественные социальные перемены’. ‘Критическая теория’ общества перестала быть оппозиционной. Осуществлется ‘успешное удушение тех потребностей, которые настаивают на освобождении... при поддерживании и разнуздывании деструктивной силы и репрессивной функции общества изобилия’. Происходит формирование массовых ‘стандартных’, ‘ложных’ потребностей. Современное общество, по мнению Маркузе, тоталитарно в том смысле, что оно осуществляет нетеррористическое экономическое координирование своих элементов. В его основании располагается ‘технологический проект’: стремление людей поработить природу, приспособить ее для своих потребностей. Альтернативы такой модели социального поведения не предвидится. Нужен ‘Великий Отказ’ - правда, неэксплицированный автором. При господстве ‘одномерного мышления’, согласно Маркузе, ‘идеи, побуждения и цели, трансцендирующие по своему содержанию утвердившийся универсум дискурса и поступка, либо отторгаются, либо приводятся в соответствие с терминами этого универсума, переопределяемые рациональностью данной системы и ее количественной мерой’. Налицо слияние рациональности и угнетения. Рабы развитой индустриальной цивилизации превратились в сублимированных рабов, оставаясь таковыми, ибо рабство задается не мерой покорности и не тяжестью труда, а статусом бытия как простого инструмента и сведением человека к состоянию вещи. Соответственно, становление ‘одномерного мышления’ ликвидировало, по мысли Маркузе, ‘двухмерную культуру’. ‘Культурные ценности’ вовсе не были истреблены, они были встроены в утвердившийся порядок. Свойство ‘одномерности’ усматривается Маркузе во всех главных общественно-политических системах середины 20 в.

В начало энциклопедии