Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедия "История философии"
ЛОГОМАХИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ЛОГОМАХИЯ

ЛОГОМАХИЯ

методологическая стратегия философии постмодернизма, фундированная радикальным отказом от логоцентризма (см. ЛОГОЦЕНТРИЗМ) и ориентирующая на десакрализующее переосмысление феномена логоса в игровом контексте. Общая парадигмальная установка постмодернистской философии на тотальную логотомию (см. ЛОГОТОМИЯ) может быть функционально дифференцирована на собственно ‘иссечение логоса’, понятое как содержательный процесс, и ‘дезавуирование логоса’ - как процесс аксиологический. Последнее и реализует себя в контексте предложенной Деррида стратегии Л., основанной на игровом отношении к логосу, размывающем самые основоположения классического европейского рационализма (см. ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФОНО-ЛОГОЦЕНТРИЗМ). На смену традиционной ‘непротиворечивой логике философов’ постмодернизм, по оценке Деррида, выдвигает принципиально игровую квази-логическую систему отсчета, в рамках которой то, что в классической традиции воспринималось в качестве ‘прочного и устойчивого логоса’, на самом деле носит принципиально алогичный характер, ‘скрывает игру’ в самих своих основаниях. В смысловом горизонте концепции ‘заката метанарраций’ (Лиотар) дискурс легитимации, задающий феномен лингвистической нормы, сменяется дискурсивным плюрализмом, открывающим возможности для конституирования релятивных и вариативных языковых стратегий (см. ЗАКАТ МЕТАНАРРАЦИЙ), - базовая для постмодернизма идея пародии ‘фундирована финальной дискредитацией самого понятия ‘лингвистическая норма’ (Ф.Джеймисон). Таким образом, программа Л. заставляет философию, в целом, переосмыслить феномены логоса (см. Логос), истины (см. ИСТИНА), рациональности (см. РАЦИОНАЛИЗМ) и языка (см. ЯЗЫК) в игровом ключе: постмодернизм конституирует игровую стратегию дискурсивных практик (см. ДИСКУРС}; придает универсальный и базисный статус языковым играм, фактически постулируя их как единственную и исчерпывающую форму языкового процесса (см. ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ}; формулирует идею ‘игр истины’ (‘что заставляет нас полагать, что истина существует? Назовем философией ту форму мысли, которая пытается не столько распознать, где истина, а где ложь, сколько постичь, что заставляет нас считать, будто истина и ложь существуют и могут существовать’ - у Фуко). (см. также ЛОГОЦЕНТРИЗМ, ЛОГОТОМИЯ, ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФОНО-ЛОГОЦЕНТРИЗМ, НЕОДЕТЕРМИНИЗМ.)

В начало энциклопедии