Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Фантазия

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Фантазия

ФАНТАЗИЯ - термин, относящийся к сфере психических способностей человека и употребляющийся в двух различных значениях: 1) как способность мысленно создавать (представлять) образ предмета или события, не присутствующего в непосредственном опыте; 2) как способность создавать новаторские, ранее неизвестные мысленные объекты (образы, конструкции, понятия и т.д.). Во втором значении понятие Ф. покрывает значительную часть творческих способностей человека; в частности, В. Вундт говорил, что «мы должны считать все душевные явления, в которых проявляется творческая деятельность, принадлежащими к области фантазии». Стоявший на таких же позициях И.М. Розет утверждал, что «Ф.» является синонимом понятия «продуктивная умственная деятельность. В обоих значения термин «Ф.», как правило, употребляется как синоним термину «воображение», хотя Ф. Шеллинг в «Философии искусства» разделял Ф., как новаторское мышление, и воображение, как способность к представлению. Некоторые авторы (Л.С. Коршунова) противопоставляют воображение как общую способность к представлению образов и Ф. как более узкую способность к созданию образов исключительно фантастических, не встречавшихся в опыте предметов. А.Я. Слинин называет данную способность «чистой фантазией». Аналогичным образом К. Г. Юнг считал, что о Ф. можно говорить, во-первых, в широком смысле - как о синониме «воображающей способности», и, во-вторых, в узком смысле, как о синониме «фантазмы», т.е. способности к фантастическому вымыслу.

Ф. (независимо от оттенков в понимании термина) играет огромную роль в процессе познания. Некоторые авторы считают, что Ф. имеет наибольшее значение на его начальных стадиях; в частности, Э. Ильенков полагал, что «сфера «фантазии» неизбежно оказывается лишь полуфабрикатом производства Понятия». Однако более правомерным представляется взгляд, в соответствии с которым Ф. имеет важные функции на всех этапах познания. Так, в соответствии с теорией Т. Рибо процесс использования воображения обществом включает в себя три фазы: на первой («намеченное воображение») оно проявляется в виде грез, не сдерживаемых представлениями о реальности; на второй стадии («выясненное воображение») оно проявляется в виде научных и философских гипотез; на третьей стадии («воплощенное воображение») оно напрямую руководит практикой.

В условиях нехватки информации Ф. позволяет преодолеть неопределенность ситуации и домыслить недостающие данные, тем самым дав возможность практике (в том числе познавательной) двигаться дальше. В условиях поиска решения Ф. обеспечивает поток гипотетических вариантов решения, не будучи скованной традицией или логикой, и тем самым обеспечивая оригинальные, часто парадоксальные сочетания понятий и образов, которые в известных обстоятельствах могут иметь исключительную познавательную ценность. Ф. помогает мысленному моделированию ситуаций, представляя их в наглядных образах. Образы Ф. упрощают ориентацию индивидуума среди характерных для развитого общества не наблюдаемых, абстрактных либо условных реальностей, что побудило Д. Дьюи сказать, что человек «полностью живет в мире фантазий, а не фактов». Кроме того, в форме образов Ф. перед человеком часто предстают результаты его собственной мыслительной работы, произведенной подсознательно, о чем, в частности, свидетельствует опыт научных открытий и произведений искусства, замысленных во сне (напр., таблица Менделеева).

Исходным материалом Ф: служит опыт, и с этой точки зрения Ф. является производной способностью по отношению к восприятию и памяти. Однако данный общий принцип не противоречит тому, что за образами Ф. могут скрываться гипотетические источники информации, превосходящие индивидуальное восприятие: родовая генетическая память, архетипы коллективного бессознательного, «ноосфера» и прочее.

К. Г. Фрумкин

В начало энциклопедии