Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Универсум

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Универсум

УНИВЕРСУМ (лат. universum) - мир в целом, все сущее, взятое в единстве. «У» как философская категория по объему совпадает с астрономическими понятиями «космос» и «Вселенная», но отличается от них по содержанию. Понятия «космос» и «Вселенная» описывают физические характеристики мира в целом. «У» - гносеологическое понятие. Оно близко по смыслу к понятию «универсум рассуждения», обозначающему просто предмет любого исследования. У - это синтез всех универсумов рассуждения. В результате этого синтеза возникает универсум философского рассуждения - область, в которой приобретают смысл философские проблемы. Напр., метеорологи стремятся отличить случайные погодные явления от необходимых. Это конкретно-научная проблема, она относится лишь к конечной части У Распространив же вопрос о соотношении необходимости и случайности на У, мы получаем одну из классических философских проблем.

Философия использует для описания У два типа понятий - предельно широкие и предельно общие. Первые охватывают У в целом или одну из его основных частей своим содержанием: «У», «объективная реальность», «субъективная реальность», «социум» и т.д.; объемы таких понятий состоят из единственного объекта. Предельно общие понятия («объект», «предмет», «признак» и т.д.) охватывают либо У в целом, либо его основные части своим объемом.

Описание У, с одной стороны, в предельно широких, а с др., в предельно общих понятиях не является самоцелью для философии. Это лишь первая из двух теоретических предпосылок для ответа на основной для нее вопрос о месте человека в У и, следовательно, о его назначении, о смысле его жизни. Второй такой предпосылкой является постижение «У» внутри человека - его сознания.

Сформулировать вопросы, относящиеся к У, часто может и непрофессионал; предложить ответ на них способен, как правило, лишь философ, а вот демонстративно обосновать эти ответы не способен никто. Напр., вопрос, существуют ли в У свободные причины, т.е. ничем не детерминированные начала причинных рядов, чрезвычайно важен и для этики, обсуждающей проблему свободы воли, и для квантовой механики, говорящей, напр., о свободе воли электрона. Чтобы демонстративно обосновать два логически возможных ответа на него - утвердительный или отрицательный, - необходимо перебрать все бесконечное множество причинных рядов. Ум, способный сделать это, называют «демоном Лапласа». Человек же со своими конечными познавательными возможностями способен лишь укрепить или ослабить веру в один из этих ответов. Отсюда следует, что ответ на любой философский вопрос - это предмет философской веры, а не демонстративного доказательства.

«У» - это понятие, возникающее в результате особого познавательного процесса - предельного перехода; в данном случае - предельного синтеза всех универсумов рассуждения. Он выступает в паре с противоположным предельным переходом - предельным анализом, - расчленением У на части, на части этих частей и т.д. В ходе этого мыслительного процесса мы чисто умозрительно получаем представление о частях, которые уже не содержат частей - демокритовых атомах. Совокупность таких первоэлементов У называют первоматерией или просто материей. Итак, «У» и «материя» - это философские категории, возникающие как предельные продукты двух противоположных познавательных процессов - синтеза и анализа.

Вторая категория, которую нужно подсоединить к «У» наряду с «материей», чтобы понять его природу, - «форма». Она обозначает то, что образует сверхцелое, У, из сверхэлементарного - его первоэлементов. Но с помощью категорий «материя» и «форма» можно мысленно синтезировать лишь статическую картину У Чтобы «оживить» ее, вводят четвертую категорию - «движение».

Представление субъекта об У. существенно зависит от ответа на вопрос, существует ли мир за границами его сознания. Для солипсиста У совпадает с содержанием его собственного сознания. Для Дж. Беркли он дополняется сознаниями др. людей и сознанием Бога. Для реалиста (материалиста или объективного идеалиста), он включает и реальность, находящуюся вне его сознания, т.е. объективную реальность. Но единства в понимании У нет и среди реалистов. Для материалиста У - это все сущее, включая и его собственное сознание. За границами У нет ничего. Для теолога У, мир в целом, - это творение Бога, который предшествовал У во времени, создал его из ничего по Слову и продолжает существовать вне его, определяя все происходящие в нем процессы.

Понятие «У» является членом «с е м ь и» близких е м у по смыслу категорий: «бытие», «мир», «сущее», «реальность», «единое» и «абсолют». Между ними существует тонкое, но принципиальное различие и по содержанию, и по роли в философском исследовании. Напр., У единствен, в то время как говорят о множестве миров, о возможных мирах, о лучшем из возможных миров и т.д. Ярче всего отличие «У.» от перечисленных категорий выступает, когда они рассматриваются в единстве с их противопонятиями; напр., «бытие» с «небытием», «единое» - с «многим», «реальность» с «иллюзией» и т.д.

Г.Д. Левин

В начало энциклопедии