Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Социализация

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Социализация

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis - общественный) - процесс включения личности в общество, усвоения ценностно-нормативных содержаний, знаний, обычаев, традиций, богатства и многообразия культуры, а также обучение выполнению социальных ролей. Познание - важнейшая форма социализации и ее непременный элемент. Выделяют первичную и вторичную стадии С. Первичная характеризует развитие ребенка с самых ранних его ступеней до формирования зрелой личности. На первой фазе преобладает С. под влиянием воспитания, образования и формирования личности. Вторичная С. характеризует развитие зрелой личности под воздействием социальных институтов. С. сопровождает всю жизнь человека, включает непрерывное формирование новых знаний, навыков, отношений. На развитие личности и ее С. оказывают влияние биологические факторы, в том числе наследственность, а также окружающая природная среда. С. изучается философами, социологами, психологами, историками, антропологами. В отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) разработана теория социальной деятельности как основа С. Представитель символического интеракционизма Д ж. Г. Мид рассматривает С. как освоение социальных ролей в процессе социального взаимодействия. Так формируются возможности индивидуальной С, в ходе которой освоение ролей сопряжено с освоением социально-культурных значений и символов, развитием образного мышления и интеллекта. Мид выделял две основные стадии С. - стадию игры и стадию соревнования. На первой ребенок подражает социальным ролям, произвольно переходит от одной роли к др. или играет только одну роль. Вторая стадия соответствует командной игре, при которой эффективное выполнение роли обязывает человека к знанию роли остальных представителей команды (вратарь должен знать роли остальных членов команды, чтобы выполнить свою роль). Эта игра накладывает ограничение на смену роли. С. вторичная связана с поведением в первичной группе, в которую включен человек, и в обществе в целом как в команде. 3. Фрейду принадлежит анализ С. биологической природы человека и его первичных влечений. Он считает, что агентами С. ребенка выступают родители, семья, С. заканчивается к 5-6 годам. По мнению Э. Эриксона, который дает наиболее широкую трактовку, С. осуществляется в течение всей жизни путем решения некоторых проблем, которые возникают на разных этапах. Жизнь подразделяется им на восемь фаз, пять из которых относятся к детству, а остальные - к взрослому возрасту. На каждом этапе преодолеваются антиномии, одна из которых направлена на углубление С, а др. - на замыкание в себе. Грудной возраст: осуществляется выбор между доверием и недоверием к внешнему миру, где доверие характеризует наиболее успешную С. Один-два года: выбор между автономией и сомнением, формируется автономия и личная ценность или сомнение. Формирование чувства автономии сопутствует развитию таких качеств, как ощущение личной ценности и ответственности. От трех до пяти: выбор между инициативой и чувством вины. Пресечение инициативы формирует чувство вины и ослабляет С. Младший школьный возраст: трудолюбие или неполноценность. Юность: становление индивидуальности (идентификация) или ролевая диффузия, ощущение своей индивидуальности или расплывчатое Я. Начало взрослого периода: интимность или одиночество. Средний возраст: творческая активность или застой. Старость: умиротворение или отчаяние. С. включает в самом начале развития человека получение знаний с помощью органов чувством, типизации ощущений; категоризацию восприятий, в том числе с помощью языка, из чего вырастают знания здравого смысла и повседневности. Дальнейший запас знаний определяется жизнедеятельностью индивида, его конкретной биографией.

Наряду с С. может происходить десоциализация - утрата ценностей, норм, знаний, в том числе и знания своей культуры, вымывание социального, откат от социального и приближение к биологическому как при неблагоприятных общественных трансформациях, так и в особых личностных условиях, при разрушении повседневности. С. и ресоциализация тесно связаны; последняя характеризуется радикальнй сменой прежних социальных установок, системы ценностей, утратой личностной идентичности. Необходимо отличать ресоциализацию от вторичной С. Вторичная С. продолжает углубление полученных прежде социальных навыков, знаний и общественно принятых форм поведения. Ресоциализация - это новая С, ломающая прежние социальные установки после радикальных изменений в обществе или разрушения привычного образа жизни; невозможность решить новые проблемы методами, полученными в результате прежней С.

В.Г. Федотова

В начало энциклопедии