Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Софизм

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Софизм

СОФИЗМ (от греч. sophisma - уловка, ухищрение, выдумка, головоломка) - умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-либо заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, которое противоречит общепринятым представлениям. Убедительность многих С, их «логичность», обычно связана с хорошо замаскированной ошибкой, обусловленной, напр., метафоричностью речи, использованием амонимий, полисемии, амфиболии и т.п., нарушающих однозначность смысла (закон тождества) и приводящих к смешению значений терминов. Вот пример С, основанного на разъединении смысла целого: «5 = 2 + 3; но 2 четно, а 3 нечётно; следовательно, 5 одновременно четно и нечетно». А вот С, построенный с нарушением закона тождества и семиотической роли кавычек: «Если Сократ и человек не одно и то же, то Сократ не то же, что Сократ, поскольку Сократ - человек». Оба эти С. приводит Аристотель. Он называет С. «мнимыми доказательствами», в которых обоснованность заключения кажущаяся и обязана чисто субъективному впечатлению за недостатком улик, вызванному недостаточностью логического или семантического анализа.

Исторически термин «С.» связывают с деятельностью софистов, платных учителей философии, подвизавшихся во времена Сократа. Опираясь на любовь сограждан к практике диалогического спора (диалектике), софисты стремились представить спор как искусство «словесного проворства» с целью формальной или юридической победы, даже если при этом приходится идти на намеренную фальсификацию вывода. С практикой такого рода рассуждений связывают и известный аргумент (критерий) Протагора: «Мнение человека есть мера истины». Уже Платон заметил на это, что основание истины не должно заключаться в субъективной воле человека, иначе придется признать законность противоречий, а потому любые суждения считать обоснованными. Эта мысль Платона была позднее развита в аристотелевском «принципе непротиворечия» и, уже в современной логике, в требовании свидетельства об абсолютной или относительной непротиворечивости. Однако перенесенная из области чистой абстракции в область «фактических истин» она упустила из виду диалектику «интервальных ситуаций», в которых критерий Протагора, понятый как зависимость истины от условий и методов ее познания, оказывается весьма существенным. Поэтому сегодня некоторые рассуждения древних, казавшиеся С, необходимо пересмотреть под углом зрения характерных для них гносеологических ситуаций. Так, С. «куча» («Одно зерно - не куча. Если п зерен не куча, то п+1 зерно - тоже не куча. Следовательно, любое число зерен не куча») - это не С, а один из «парадоксов транзитивности», характерных для ситуации неразличимости. Последняя служит типичным примером интервальной ситуации, в которой свойство транзитивности при переходе от одной абстракции неразличимости к др., вообще говоря, не сохраняется. Поэтому принцип математической индукции в таких ситуациях не применим. Достаточно сказать, что этот пример не является исключением. Безразлично, идет ли речь о теоретических объектах или об объектах эмпирических (в частности, объектах квантовой физики), ответы на вопросы о тождестве (равенстве) неустранимым образом связаны с интервальными ситуациями, подобными указанной выше. При этом далеко не всегда удается корректно заменить абстракцию неразличимости абстракцией отождествления. Но только в случае такой замены можно говорить о преодолении противоречия, представленного античным С. «куча».

По-видимому, первыми, кто понял важность анализа С, были сами софисты. Учение о речи, о правильном употреблении имен Продик считал важнейшим. Анализ и примеры С. часто встречаются в диалогах Платона. Аристотель написал книгу «О софистических опровержениях», а математик Евклид - «Псевдарий» - своеобразный каталог С. в геометрических доказательствах.

ММ. Новосёлов

Лит.: Платон. Сочинения. Т. 1. М., 1968 (диалоги: «Протагор», «Горгий», «Менон», «Кратил»); Т. 2. М., 1970 (диалоги: «Теэтет», «Софист» ); Аристотель. Сочинения. Т. 2. М. 1978; Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М., 1960. Гл. 1. § 3.

В начало энциклопедии