Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Содержательное и формальное

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Содержательное и формальное

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И ФОРМАЛЬНОЕ - понятия, употребляемые в философии, логике и методологии науки в следующих основных значениях: 1) производных от категорий содержания и формы в их общефилософском понимании, когда к формальному относят правила, операции, методы, ориентированные преимущественно на исследование формы (структуры) предмета или явления (математические, системно-структурные методы, функциональный метод и т.д.), а все остальные правила, операции и методы рассматриваются как содержательные;

2) производных от понятий содержания и формы мышления; в этом случае формальным называют исследование познавательных и логических структур в относительной независимости, во-первых, от конкретного содержания мышления, во-вторых - от свойств и связей природных и социальных явлений как их объективной основы; а содержательным - исследование познавательных и логических форм в органической связи с исторически сформировавшейся совокупностью понятий, моделей, идеализации, абстракций, относящихся к предмету данной науки, и всеобщими сторонами и отношениями действительности, выражаемыми философскими категориями;

3) в современной формальной логике и в основаниях математики под формальным понимают синтаксические операции и методы, принимающие во внимание только вид и порядок символов и др. языковых выражений, а под содержительным - семантические операции и методы, учитывающие их значение и смысл. Различие между С. и ф. относительно и имеет смысл только с учетом характера вычленения формы и содержания в исследуемом явлении (с помощью идеализации, абстракций и т.п.): формальное в одной системе исходных допущений и идеализации может выступать в качестве содержательного в др., и наоборот. Отношение формального к содержательному есть отношение одного содержания к др. (сравнительно неразвитого и абстрактного к более развитому и конкретному), развитие познания (особенно научного) осуществляется через взаимодействие С. и ф. методов и средств с учетом их познавательных достоинств и ограниченности тех и др.

В.И. Кураге

В начало энциклопедии