Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Случайность

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Случайность

СЛУЧАЙНОСТЬ - понятие, противопоставляемое понятию необходимости. Выступает в трех смыслах: общеметодологическом, эпистемологическом, математическом. С. в общеметодологическом смысле определяется как следствие, имеющее внешнюю причинную обусловленность, в отличие от необходимости, имеющей внутренние причины. Выделяются пять контекстов, в которых говорят о С. Это, во-первых, С. как акциденция, т.е. то, что составляет внешний, неопределяющий признак предмета в рассматриваемом отношении. Во-вторых, это случай как «тихё», т.е. побочный результат действия, который способен вызвать неожиданные и нежелательные следствия. В-третьих, С, которой наиболее отвечает французский термин «chance», т.е. результат процесса, начальные условия которого содержат неопределенность. В-четвертых, это С. как «Hazard», т.е., прежде всего, абсолютный случай, наподобие клинамена у Эпикура. К этому классу С. относят, кроме того, и относительную С, обусловленную совпадением действия двух или более взаимонезависимых причинных цепей или линий. Пятый контекст, в котором употребляется понятие причинности, выводит непосредственно к эпистемологическому смыслу понятия С. В этом смысле случайно то, что невыводимо из рационального умозаключения, что противостоит дедукции (И.Г. Фихте). Этот смысл дал начало толкованию чувственных опытных данных как иррационального в познании (А. Бергсон, Э. Мах, Э. Мейерсон и др.). Необходимое в этом контексте то, что может быть доказано, т.е. дедуктивно выведено из посылок. Случайно то, истинность чего может быть установлена только опытным путем, и в этом смысле не доказывается, а констатируется. Этот смысл был принят так же в экзистенциализме, как характеристика экзистенции: мы свое существование лишь фиксируем как факт, а не выводим дедуктивно как следствие; наши поступки произвольны. По Р. Рорти, этот аспект трактовки С. всецело зависит от принятия философией нового времени дуализма Р. Декарта, его противопоставления материального и идеального в антитезисной форме. В методологии физико-математических наук и в прикладной математике понятие С. является базовым для теории вероятностей (понятия вероятности случайного события и математического ожидания случайной величины), теории случайных процессов и теории предсказания случайных процессов. При этом понятие вероятности, которое в общей философии трактуется в тридеме с понятиями возможности и действительности, в данном, математическом, контексте прочно заняло свое место в паре с понятием С. Идея возможности квантификации С. возникла впервые в 16-17 вв. В 18 в. выяснилась органическая связь С. и вероятности в расчетах. Первые попытки определения этих понятий имеют место в середине 19 в. Процесс формирования теории вероятностей дал богатые результаты, но еще не завершен.

В. Г. Иванов

В начало энциклопедии