Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Свобода

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Свобода

СВОБОДА - центральное понятие европейской культуры, характеризующее человека как источник и' причину своих решений и действий; философская категория, характеризующая специфическую форму обусловленности личной и общественной жизни. Это многозначное понятие по-разному определяется в различных социально-философских концепциях, а именно как: 1) деятельность на основе осознанной необходимости (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс); 2) способность индивида к самостоятельному целеполаганию и деятельности, его ответственность за это; 3) самостоятельная деятельность государства, обладающая суверенитетом; 4) волеизъявление граждан демократического общества и их способность к политической и гражданской активности; 5) способность индивидов к самостоятельной экономической деятельности и ее независимость от государства; 6) С. воли. И. Берлин различает «свободу от» - от нужды, от господства и зависимости, - и «свободу для» - для осуществления целей, планов, преобразования общества и личного развития. Классические концепции Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо утверждали в качестве принципа С. идею автономии индивида, критиковали государство как источник насилия. Однако естественное состояние представлялось Гоббсу и Локку войной всех против всех. Локк предполагал возможным ограничение своеволия государства со стороны общества. И даже Руссо, доверявший природе, естественному состоянию, полагал необходимость общественного договора: с одной стороны, ограничивающего своеволие индивида, а с др. - предоставляющего ему С. и необходимость самореализации. С. индивида трактовалась как связанная с ответственностью и не нарушающая С. др. индивида.

Философское понимание С, как правило, антиномично: волюнтаризм - фатализм, С. воли - механистический детерминизм, С. - равенство, С. - добродетель. Концентрированным социальным выражением политической С. выступает демократия, обеспечивающая права и С. граждан в обществе, в том числе неприкосновенность частной жизни, возможность политического волеизъявления, гражданских ассоциаций, С. слова, печати, информации, мировоззренческого выбора.

С. является определяющим условием для науки и научного творчества, особенно в сфере социальных наук, мировоззренческих и методологических проблем науки. Стремление к истине - форма проявления С. в сфере познания. Общественная С. обеспечивает творческий поиск и отсутствие монополии на истину, т.е. притязания некоторых научных школ на доминирующую позицию в науке из-за их социально привилегированных позиций. В интерпретации проблемы С. в науке также существует антиномия. Она может быть обозначена как «догматизм - методологический анархизм». Первый подавляет С. научной деятельности, канонизируя полученные результаты. Второй, наиболее выраженный в позиции П. Фейерабенда, утверждает равные права и равный доступ центрам власти всех тенденций, трактуя тем самым традиции западной науки и рационализма как привилегированный статус. Эта точка зрения, обозначенная Фейерабендом как методологический анархизм, смыкается с либертаризмом, утверждающим абсолютность С. В действительности С. может реализоваться только тогда, когда она принимает С. др. людей, ограничивает себя их правом на С, ответственностью и стремлением к истине в научном познании.

В.Г. Федотова

Лит.: Милль Дж.С. Утилитарианизм: О свободе. СПб., 1900; Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1990; Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995; Федотова В.Г. Анархия и порядок. М., 2001; Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990; Berlin I. Foul-Essays on Liberty. Oxford, 1969.

В начало энциклопедии