Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Наука логики

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Наука логики

«НАУКА ЛОГИКИ» («Wissenschaft der Logik») - одно из главных сочинений Г.В.Ф. Гегеля. Впервые издано в 1812-1816. По своему содержанию оно созвучно более поздней первой части «Энциклопедии философских наук» с идентичным названием (так называемая «малая логика»). Состоит из трех книг: учения о бытии, о сущности и о понятии.

В «Н. л.» Гегель разрабатывает диалектическое учение о категориях (бытие, ничто, становление, качество, количество, мера и т.д.). Метод этого учения «не есть нечто отличное от своего предмета и содержания, ибо именно содержание внутри себя, диалектика, которую оно имеет в самом себе, движет вперед это содержание» (Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб., 1997. С. 43). Как и в «малой логике», фоном для Гегеля является различение рассудочной, диалектической и спекулятивной сторон логического (С. 45), хотя оно и не выражено столь отчетливо. Гегель увязывает в единое целое «Н. л.» с «Феноменологией духа» - первая берет в качестве предпосылки то, что вторая дедуцирует: «Сознание есть дух, как конкретное здание, и притом погрязшее во внешнем. Но движение форм этого предмета, подобно развитию всякой природной и духовной жизни, покоится только на природе чистых сущностей, составляющих содержание логики» (С. 20).

Саму логику Гегель определяет как «науку чистого мышления, имеющую своим принципом чистое знание, не абстрактное, а конкретное, живое единство» (С. 48), как «чистую науку, т.е. чистое знание во всем объеме своего развития» (С. 57). Своим предшественником в вопросе разработки подобной науки Гегель, при всей критике, считает И. Канта, выдвинувшего идею трансцендентальной логики. Логика Гегеля распадается на две большие части: на объективную («понятие как бытие») и субъективную («понятие как понятие») логику. Промежуточным звеном между ними оказывается учение о сущности, которое Гегель с оговорками относит к объективной логике. Объективная логика рассматривает бытие и сущность и составляет «генетическую экспозицию понятия» (С. 529). В ней Гегель считает кантовское различение между только мысленной и данной в опыте ложной проблемой рассудка и приходит к выводу, что логическая структура, выявляемая в движении понятий, является одновременно структурой бытия. Таким образом, объективная логика становится метафизикой; точнее, «объективная логика непосредственно занимает место онтологии» (С. 52).

В учении о бытии Гегель исходит из того, что бытие - «неопределенное непосредственное» (С. 68) - определено по отношению к иному, внутри самого себя, и оказывается «той абстрактной неопределенностью и непосредственностью, в которой оно должно служить началом» (С. 66). В соответствии с этим, бытие отделяет себя от сущности и полагает себя в трех определениях: как определенность, или качество; как снятая определенность, или количество; и как качественно определенное количество, или мера.

В учении о сущности - «истине бытия» (С. 351), составляющей середину между бытием и понятием - Гегель рассматривает сущность с точки зрения того, что она имеет видимость, являет себя и выявляет себя. Соответственно этому выделяются следующие определения ее движения: простая сущность как рефлексия в самой себе, сущность сообразно со своим существованием и явлением, а также сущность как единство со своим явлением, или действительность (С. 353). Движение сущности приводит к переходу из бытия в понятие.

В отличие от двух предыдущих книг, учение о понятии составляет субъективную логику. Понятие - «единство бытия и сущности» (С. 546) - Гегель рассматривает как «истину только в себе» (С. 547), или субъективность (включает в себя понятие, суждение и умозаключение), как «саму сущую в себе и для себя суть», или объективность (включает в себя механизм, химизм и телеологию), и, наконец, как «раскрывшую саму себя истину» (С. 548), или идею (включает в себя жизнь, идею познания и абсолютную идею).

В «Н. л.» Гегель представил онтологизированную диалектическую логику, которую он противопоставил традиционной формальной логике, неявно истолковываемой им, впрочем, также онтологически. В качестве недостатков формальной логики Гегель называл бессодержательность, отсутствие движения и безжизненность. В этой связи он подверг резкой критике законы тождества, непротиворечия и исключенного третьего. Однако главное острие критики Гегеля было направлено на закон непротиворечия. Не допуская противоречия, формальная логика не допускала и движения, ибо «движение - это само налично сущее противоречие» (С. 399). В отличие от традиционной логики, Гегель не считал обнаруженное противоречие «изъяном, недостатком или погрешностью этой сути» (С. 400-401). Более того, он утверждал, что «вещь, субъект, понятие есть именно само это отрицательное единство; оно нечто в себе самом противоречивое, но точно так же и разрешенное противоречие» (С. 401). Однако основополагающий вопрос о том, как можно примирить допущение противоречия с вытекающим отсюда следствием, согласно которому из противоречия следует все что угодно, в «Н. л.» так и остался без ответа.

А.Н. Круглов

В начало энциклопедии