Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Мышление и комплексы

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Мышление и комплексы

МЫШЛЕНИЕ И КОМПЛЕКСЫ - соотнесенность этих терминов в исследовании мышления имеет два основных смысла.

1. Совокупность представлений, связанных между собой в психике какого-либо индивида. С точки зрения ассоцианистской психологии, вхождение в поле сознания определенного представления влечет за собой приближение связанного с ним комплекса к порогу сознания и вытеснение других представлений. Борьба комплексов за место в сознании, таким образом, определяет динамику сознательных процессов.

По мнению представителей Вюрцбургской школы (О. Зельц), комплексы актуализируются не по ассоциации, а в результате специфической реакции на структуру задачи. «Сознавание» задачи является схемой комплекса, необходимого для ее решения. Комплексы актуализируются в ответ на эту схематическую антиципацию.

Ж. Пиаже считал, что основу комплексов образуют системы (группировки) умственных операций.

2. По Л.С. Выготскому, комплекс - функциональный эквивалент понятия, свойственный детскому и примитивному мышлению. Как и понятие, комплекс является мысленным объединением объектов в класс. Однако основу этого объединения составляет не общий признак или группа признаков, как это свойственно понятию, а более примитивная связь. Различают: 1) ядерный комплекс, в котором все объекты связаны с одним (ядром), но по разным основаниям; 2) цепной комплекс - каждый элемент имеет общий признак с соседним; 3) комплекс-коллекцию - объекты дополнительны друг другу; 4) диффузный комплекс - объекты связываются не идентичностью, а лишь приблизительным сходством свойств; 5) псевдопонятия - Л. Выготский считал, что комплексы являются одним из генетических корней понятий, наряду с процессами абстракции. Наличие комплексов, вместо понятий в детском и примитивном мышлении, позволяет, по мнению Л. Выготского, объяснить многие феномены - развитие значений слов в детской речи, явление партиципации, развитие языка и т.д. Для Ж. Пиаже, наоборот, особенности детских понятий и определений сами являются следствием отсутствия уравновешенных операций в мышлении.

Д.В. Ушаков

В начало энциклопедии