Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Монадология

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Монадология

«МОНАДОЛОГИЯ» («Monadologie») - написанное в 1714 и впервые изданнное в 1720 сочинение Г.В. Лейбница, в сжатой и систематичной форме излагающее основные идеи его философской системы. Основным понятием данной работы является понятие монад - нематериальных, бестелесных «простых субстанций», «истинных атомов природы», «элементов вещей» (Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1982. С. 413). Лейбниц утверждает наличие в неделимых и неуничтожимых монадах беспрерывного изменения, происходящего из внутреннего принципа, деятельность которого называется им стремлением. В монадах различаются восприятия (перцепции) и сознание (апперцепция). Все монады Лейбниц делит на сотворенные и несотворенные. Среди первых он выделяет примитивные монады, затем души - «все, что имеет восприятия и стремления» (Там же. С. 416), и духи, познающие необходимые и вечные истины и обладающие разумом и науками. Совокупность же всех духов Лейбниц называет «Градом Божьим», или «Вселенской Монархией» (Там же. С. 428). Необходимая и несотворенная монада - это Бог, в котором «заключается источник не только существований, но также и сущностей» (Там же. С. 420). Бог выбирает из возможных миров наилучший, который и является действительным; по этой причине «вещи не могли бы быть иными» (Там же. С. 423)..

Действие монад выражается в отчетливых восприятиях, а страдание - в смутных. Принципиальный тезис Лейбница состоит в том, что монады являются замкнутыми: «Монады вовсе не имеют окон» (Там же. С. 4 413). Монада является «постоянным живым зеркалом универсума» (Там же. С. 422); «но отчетливее представляет она то тело, которое с ней связано и энтелехию которого она составляет» (Там же. С. 424). Поскольку монады оказываются замкнутыми и непроницаемыми, их взаимную согласованность, равно как и взаимодействие души и тела, Лейбниц объясняет существованием предустановленной гармонии.

«М.» внесла значительный вклад в дальнейшее развитие теории познания. Именно в ней Лейбниц выделяет «два великих принципа», на которых основывается рассуждение: принцип противоречия и принцип достаточного основания. Но если принцип противоречия был хорошо известен еще со времен Аристотеля, то классическую формулировку принципа достаточного основания впервые дал Лейбниц: это есть принцип, «в силу которого мы усматриваем, что ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны» (Там же. С. 418). Наряду с этим, в «М.» дано важное различение «двух родов истин»: «Истины разума необходимы, и противоположное им невозможно; истины факта случайны, и противоположное им возможно» (Там же). При этом Лейбниц особо отмечает аналитичность истин разума. Кроме того, он выделяет «малые восприятия» (Там же. С. 416), или бессознательные восприятия, чем вносит немалый вклад в проблематику сознательного/бессознательного. В «М.» Лейбниц придает новое звучание априорному и апостериорному, связывая первое с разумными, а второе - с опытными основаниями. Сами же априорные и апостериорные доказательства, образцы которых Лейбниц приводит, рассматриваются им в комплексе и с разных сторон доказывают одно и то же положение. Тем самым, в «М.» сложилась традиция априорных и апостериорных доказательств, в существенных чертах воспроизводимая вплоть до сочинений представителей нем. идеализма в 20 в.

А.Н. Круглов

В начало энциклопедии