Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Механицизм

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Механицизм

МЕХАНИЦИЗМ - миропонимание, основанное на убеждении в том, что явление любого уровня сложности может быть описано на языке математической механики, которая рассматривается как универсальный родовой язык науки; или, что то же, - любое научное описание, в принципе, редуцируемо к механическому, обеспечивающему высшую меру точности, строгости и полноты. Как становление М., так и его преодоление в новейшее время связаны с развитием математической физики. На первом этапе (17 в.) на основе введения в описание переменной величины и возникновения аналитической геометрии обнаруживается аналогия между физическими процессами в картезианской геометродинамике и детерминизмом машины, движение любой части которой детерминировано положением и движением др., связанных с данной, частей. Характерное качество такой машиноподобной системы - то, что всякое ее состояние есть следствие предыдущего состояния и причина последующего. Механизм машины распространяется в качестве методологического эвристического принципа, дающего адекватное объяснение; на биологические и психические процессы и даже на сознание. Возникает первая в истории науки физическая картина мира, имеющая определяющее значение для всех иных отраслей научного познания. М. этого рода дополнялся идеей «Бога-часовщика», сотворившего материальный мир и давшего ему законы, но в ход развития этого мира не вмешивавшегося. В философско-мировоззренческом аспекте христианский догмат «индивидуального спасения» принуждал включать М. рассматриваемого рода в систему дуализма либо пантеизма. В 18 в. механистическое мировоззрение освобождается от чуждого ему дуализма и пантеизма и принимает материалистический характер, что становится возможным на основе перехода от геометрической интерпретации математической механики к алгебраической благодаря широкому применению линейных дифференциальных построений и механических моделей, возникновению вариационного исчисления и закона сохранения живых сил. В философском аспекте снимается противопоставление материи и силы, разрабатывается лапласовский детерминизм. Бог, как в качестве «Творца», так и в роли «Часовщика», становится излишней гипотезой, в которой ученый больше не нуждается. В 19 в. закон сохранения живой силы получает переистолкование как закон сохранения и превращения энергии; механическое движение утрачивает привилегированное положение среди иных форм движения, выявляется ограниченная применимость механического способа описания физических явлений. М. приобретает новый смысл - «требования» ревизии неклассической физики и возврата к нормам классического (ньютонианского) истолкования достижений в естественных науках. Наиболее яркое проявление новейший М. получил в 50-е гг. 20 столетия в так называемой «критике копенгагенской школы», чем окончательно себя дискредитировал.

В.Г. Иванов

В начало энциклопедии