Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Лингвистическая философия

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Лингвистическая философия

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (известна также как «философия лингвистического анализа», «философия обыденного языка») - одно из направлений аналитической философии, получившее распространение в 40-50-е гг. 20 в., главным образом в Англии ( Г. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом и др.) и в США (М. Блэк, П. Малькольм и др.). Впервые метод философии анализа естественного языка был разработан англ. философом Д.Э. Муром. Др. важным источником для возникновения Л. ф. явилось учение позднего Л. Витгенштейна, его теория языкового значения.как употребления. Существовали две школы Л. ф.: «кембриджская», на формирование которой непосредственное воздействие оказал Витгенштейн, и «оксфордская», испытавшая сильное воздействие взглядов Мура. Л. ф. отрицала мировоззренческий характер философии и считала традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка и мышления. Л. ф., по мнению ее сторонников, была призвана показать мнимый характер философских проблем и выявить источник их возникновения в ошибках употребления языка, выполняя тем самым, как подчеркивают представители «кембриджской школы», «терапевтическую функцию». В своем стремлении «преодолеть метафизику» сторонники Л. ф. не только отбрасывают «онтологическую метафизику» традиционной философии, но отрицают и гносеологическую «метафизику» логического позитивизма с его принципами «непосредственного данного», верифицируемости и др. Считая анализ языка единственно возможным делом философии, сторонники Л. ф., особенно представители ее оксфордской группы, в отличие от логических позитивистов, делали объектом своего внимания не искусственные языки-модели, а разговорный, естественный язык. При этом они обоснованно утверждали, что богатство естественных разговорных языков нельзя исчерпывающим образом выразить в схемах того или иного «идеального языка».

Вместе с тем.крайнее сужение философской проблематики, игнорирование важных вопросов науки и общественной жизни, схоластические тенденции - все это вызывало критику Л. ф. со стороны философов, отстаивавших принципиальную общекультурную значимость философии. Начиная с 60-х гг. сторонники Л. ф. отходят от ортодоксальной позиции чистого «анализа» и обращаются к более широким и традиционным философским проблемам (П. Стросон и др.).

B.C. Швырёв

Лит.: Козлова М.С. Философия и язык. М., 1972; Философия. Логика. Язык. М., 1987; Хилл Т.И. Современные теории познания. М„ 1965. Гл. 16 - Анализ обыденного языка; Chariesworth M. J. Philosophy and Linguistic Analysis. Pittsburgh, 1959; Waismann F The Principles of Linguistic Philosophy. L, 1965; Katz J. Linguistic Philosophy. L., 1971.

В начало энциклопедии