Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Догматизм

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Догматизм

ДОГМАТИЗМ (от греч. dogma - решение, учение, постановление) - методологическая ошибка, состоящая в наделении относительно истинных знаний статусом абсолютных истин, в отказе от их пересмотра (ревизии) и в прямом запрете их критики. Догматическим называется также использование теории на практике без учета особенностей тех объектов, к которым она применяется. Догматиками называют сторонников не только опровергнутых, но и истинных теорий, дающих более поверхностное объяснение исследуемых явлений, чем вновь созданные концепции, напр., химиков, утверждающих, что свойства химических элементов находятся в периодической зависимости не от числа протонов в ядрах их атомов, а от их атомных весов. Догматиками называют и исследователей, пытающихся распространить теорию, верную для предшествующей исторической эпохи, на современную; напр., применить безо всякой коррекции экономическую теорию Маркса к современному капитализму.

Распространенная причина Д. - непрофессионализм. Все попытки непрофессионалов творчески развить защищаемое ими учение, напр. марксизм, неизбежно кончаются конфузом. Остается одно: не позволять ни себе, ни другим ничего устранять из него и ничего невносить в него. Вся научная деятельность догматиков сводится к логическим дедукциям из исходных положений защищаемого ими учения и к полемике (подчас безобразной по форме) между коллегами, пришедшими к разным выводам. Но догматиком может быть и профессионал высочайшего класса, напр. Мартин Лютер: здесь отказ от пересмотра исходных посылок рассуждения основывался на глубокой религиозной вере, перед которой меркли все доводы разума.

Со временем к гносеологическим причинам Д. добавляется социальная: пересмотр догматизированного учения чреват пересмотром социального статуса тех, кто довел его до такого состояния. Естественно, что и пропаганда догматизированного учения исключает не только его критику неофитами, но и всякое сомнение в его истинности. Такое сомнение расценивается как грех (теологический Д.) или как неблагонадежность (политический Д.). В итоге лишенная развития концепция безнадежно устаревает и становится беззащитной перед критикой.

Трагически заканчиваются и попытки применить догматизированную теорию на практике. Лишенная теоретической основы, практика догматиков становится чисто эмпирической. В исторической перспективе некогда многочисленное объединение сторонников догматизированного учения вырождается в немногочисленную секту, а само учение развивают их оппоненты. Д. на практике порожден той же причиной, что и Д. в теории. Неспособность применять на деле даже творчески развивающуюся теорию - это результат несоответствия профессионального уровня догматика стоящей перед ним практической задаче.

Прямой противоположностью Д. Гегель считал скептицизм. В современной литературе скептицизм чаще называют релятивизмом. Если Д. абсолютизирует полноту и истинность знания, то скептицизм (релятивизм) - его неполноту и ошибочность.

Между крайностями Д. и скептицизма лежит методологический подход, который Г е г е л ь называл диалектическим. В отличие от своих оппонентов, диалектик правильно понимает соотношение истины и заблуждения и не абсолютизирует ни полноту, ни неполноту имеющихся у него знаний.

Г.Д. Левин

В начало энциклопедии