Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Диспозиция

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Диспозиция

ДИСПОЗИЦИЯ (от лат. dispositio - расположение) - многозначный термин, активно используемый в аналитической философии для выражения свойств или ситуаций, не явленных в опыте непосредственно, но могущих обнаружить себя при определенных условиях. В логическом позитивизме понятие Д. используется для характеристики имеющих смысл предложений языка, которые не могут быть верифицированы путем непосредственного наблюдения. Это связано с известной трудностью, которая возникает в рамках указанного направления в связи с требованием выразить любые предикаты через непосредственно наблюдаемые. В языке экспериментальной науки заведомо имеют смысл предложения типа: «Соль растворима в воде» или «Преломление света наблюдается на границе сред». Однако весьма проблематичным оказывается сведение таких предикатов, как «растворимость» или «наблюдаемость», к терминам, выражающим непосредственно наблюдаемые свойства. Подобного рода предикаты называются в логическом позитивизме «диспозиционными». Их анализ привел, в конечном счете, к отказу от жестких критериев верифицируемое™, требующих представления всех осмысленных предикатов в виде конъюнкции исходных (т.е. допустимых в предложениях наблюдения).

Более мягкий критерий был предложен, напр., Карнапом. Он считал, что диспозиционные предикаты могут быть сведены к исходным с помощью так называемых «редукционных пар». Под последними понимались пары гипотетических высказываний, описывающих своего рода тест на наличие рассматриваемого свойства. Так редукционная пара для «растворимости» может выглядеть следующим образом: «Если х поместить в воду в момент времени f, то если х растворим в воде, то х растворится в момент времени t» и «Если х поместить в воду в момент времени t, то если х не растворим в воде, то х не растворится в момент времени t».

Весьма близкий смысл имеет понятие Д. в бихевиоризме. Райл, напр., пытается с его помощью показать, что термины, традиционно используемые для описания ментальных состояний или процессов, не следует понимать как имена ненаблюдаемых сущностей. Так, говоря о знании, он утверждает, что оно должно рассматриваться «диспозиционально», т.е. как способность делать нечто. Всякое «знание о» или «знание что», согласно Райлу, непременно сводится к «знанию как». Наличие же последнего вполне можно установить путем наблюдения за поступками человека. Высказывание «он знает» следует понимать как «он способен делать нечто при определенных условиях».

Иное понимание Д. возникает в рамках холистических концепций, напр., у таких философов, как Куайн или Гудмен. Для них диспозициональные высказывания имеют смысл не в связи с наблюдением, а исключительно в рамках целостных концептуальных систем. По отношению к Д. здесь развиваются те же соображения, которые высказываются этими авторами в принципе по поводу верифицируемости отдельных предложений. Последняя связана не с наблюдением, а с местом данного предложения в теории. Диспозиональное высказывание в таком случае следует понимать как гипотезу. Так, используя карнаповский пример с растворимостью, можно сказать, что предложение «соль растворима» есть гипотеза, объясняющая ряд ранее установленных фактов и позволяющая делать прогнозы по поводу поведения соли при известных условиях. Важно, однако, то, что все эти объяснения и прогнозы имеют смысл лишь в рамках определенных теорий и всегда находятся в жесткой связи с целой системой других предложений теории. В рамках другой теории это предложение может либо вовсе не иметь смысла, либо играть совершенно иную роль.

Г.Б. Гутнер

Лит.: Carnap R. Testability and Meaning // The Philosophy of Science. 1936-37. V. 3 - 4. P. 419-471; GoodmenN. Fact, Fiction and Forecast. L., 1954 .

В начало энциклопедии