Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Демифологизация

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Демифологизация

ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ - метод интерпретации Нового Завета, предложенный немецким теологом и историком раннехристианской литературы Р. Бультманом.

Концепция Д. разработана им в докладе «Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации Новозаветного провозвестия» (1941). Смысл Д. состоит в том, чтобы освободить непреходящее содержание Божественной воли (керигмы) от его выражения на мифологическом языке, в терминах архаической космологии, испытавшей влияние иудейской и гностической апокалиптики, выражения, неприемлемого для современной культуры. Программа Д. направлена на то, чтобы сделать божественное откровение приемлемым для сегодняшнего времени и соответствующим современной науке, чтобы не допустить раздвоенности сознания современного человека, ориентированного на научное познание.

Д., по Р. Бультману, предполагает экзистенциалистскую интерпретацию Нового Завета, т.е. его прочтение в категориях экзистенциализма, хотя значение термина «Д.» значительно шире. Бультман рассматривает и другие попытки новозаветной Д. Так, с позиций «либеральной теологии», объявившей существенным содержанием Нового Завета религиозные и нравственные идеи и сводившей керигму к великим идеям, предполагалось вообще устранить мифологические понятия как исторически ограниченные, «отделить ядра от скорлупы». С позиций школы истории религии существенным содержанием Нового Завета является религиозная жизнь, достигающая кульминации в мистике, и в его прочтении должно осуществляться, прежде всего, открытие надмирной сферы. Бультман показывает несостоятельность подобных попыток Д., теряющих главное содержание мифа - керигму как таковую. Собственная версия Д., предложенная Бультманом, направлена на сохранение керигмы и предполагает обращение к философии экзистенциализма,

С его точки зрения, авторы Библии стремились описать свое собственное состояние, а не объективные исторические события, поэтому для понимания подлинного смысла Откровения необходимо интерпретировать содержание Евангелий в терминах человеческого существования, разработанных в философии М. Хайдеггера. Данная интерпретация выглядит следующим образом. Неподлинное существование - существование греховное, плотское, относящееся к сфере видимого, наличного; эта сфера овладевает человеком, когда он живет в соответствии с ней, полагает ее в основу своей жизни. Подлинная жизнь, напротив, предполагает жизнь, соотнесенную со сферой невидимого, означает отказ от всякой надежности, добытой собственными усилиями, требует раскрытия навстречу благодати и всецело связывается с милостью Бога. Вера, освобождая человека от мира, делает его открытым для подлинного существования. Согласно Бультману, только экзистенциалистский подход к новозаветным текстам дает возможность получить приемлемый ответ для современного человека.

Д. - проблема вечной истины божественного откровения в системе меняющейся человеческой культуры - стала предметом острой полемики в теологических кругах. Представляется, что для эпистемологии проблема Д. состоит в обсуждении вопроса о возможности отделения содержания мифа от его мифологической оболочки и перевода на какой-либо иной язык, помимо мифологического, без утраты глубинного содержания.

КВ. Полозова

Лит.: Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. М., 2004.

В начало энциклопедии