Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Границы познания

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Границы познания

ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ - условное деление, которое становится необходимым в ходе рефлексии познания, обсуждения его предельных оснований и сравнения с другими формами постижения действительности. В одном отношении Г. п. задаются теми онтологическими, логическими и методологическими принципами, которые делают познание эффективным. Напр., Аристотель задавал границы античного познания, с одной стороны, на основе категорий (онтологический принцип), с другой - с помощью правил рассуждения и доказательства («Аналитики»), с третьей стороны - формулируя принципы истинности, исключенного третьего, существования и др. Ж. Делёз проводит границы современного познания на основе других представлений: сингулярности, индифферентности, событийности, ризомы и других. Указанные принципы фиксируют тот опыт познания и мышления, который складывается в определенной культуре или времени и признается философским и научным сообществом (в целом или его частью) как эффективный.

В другом отношении Г. п. задаются опытом мышления, за которым, в конце концов, стоит опыт социальный, опыт культуры. Впервые на это указал И. Кант: разум впадает в антиномии, когда выходит за пределы опыта. Примером обнаружения Г. п. в конкретной науке (физике) в ходе становления нового опыта является кризис представлений о теплоте как невесомом тепловом веществе («теплороде»). Опыты с выделением тепла при трении двух тел, опыты Б. Томпсона с выделением больших количеств тепла при сверлении пушек, опыты Г. Дэви с трением двух кусков льда - все они показали, что теория теплорода совершенно неправильна, и позволили Дэви выдвинуть теорию, объясняющую тепловые явления в рамках демокритовской концепции с помощью гипотезы о колебательном движении частиц материи. В данном случае практика работы с тепловыми явлениями, практика естественнонаучных экспериментов, демокритовская традиция объяснения - все это, как новый опыт, позволило увидеть границы существующего (на основе теории теплорода) познания тепловых явлений.

Установление Г. п. предполагает особые формы философской или научной рефлексии, К ним относится критика, проблематизация, обсуждение онтологических, логических или методологических принципов, наконец типов и границ тех или иных дисциплин или способов мышления.

В.М. Розин

В начало энциклопедии