Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Всеобщий тезис alter ego

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Всеобщий тезис alter ego

ВСЕОБЩИЙ ТЕЗИС ALTER EGO (лат. - второе Я) - теоретический постулат феноменологической психологии, состоящий в допущении возможности переживания потока сознания другого в «живом настоящем» (vivid presence). Согласно феноменологической теории рефлексии, самосознание не дано в живом настоящем, т.к. настоящее недосягаемо для рефлексивной установки. Мы можем обратиться к собственному потоку мышления лишь так, как если бы он остановился с последним схваченным переживанием, т.е. в прошедшем времени, in modo praeterito. Но мысль или действие другого мы можем схватить в живом присутствии, сейчас, а не в рефлексивном повороте, не в modo praeterito. В ситуации лицом-к-лицу они одновременны моему потоку сознания. Таким образом, В. т. А. Е. постулирует возможность соучастия в непосредственном настоящем мышления или действия другого. Возможность схватить поток мышления, а следовательно и субъективность другого в его живом настоящем, тогда как у собственного Я - лишь как рефлексию прошлых переживаний, лежит в основе фундаментального для социальной феноменологии определения: Alter Ego есть тот субъективный поток сознания, который может быть пережит в его живом настоящем. Переживание потока сознания другого в живой одновременности (всеобщий тезис существования другого Я) означает, что данный поток сознания принадлежит не мне, но проявляет ту же фундаментальную структуру, что и мое собственное сознание. Другой способен мыслить и действовать, его поток сознания проявляет ту же связность, что и мой, наконец, жизнь его сознания проявляет ту же самую временную структуру с присущими ей ретенциями, протенциями, антиципациями, напряженностью внимания, ядром и горизонтом мышления и т.д. Другой может либо жить в своих мыслях и действиях, направленных на их объекты, либо обращаться к ним в рефлексии, но мой поток сознания он способен схватить в живом настоящем. Это общая для нас область настоящего и есть «чистая сфера Мы». Таким образом, В. т. А. Е. является теоретическим основанием социально-феноменологической теории интерсубъективности.

Н.М. Смирнова

В начало энциклопедии