Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Цель

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

Цель

ЦЕЛЬ - конечный результат деятельности человека (или коллектива людей), предварительное идеальное представление о котором (совместно с желанием ее достигнуть) предопределяет выбор соответствующих средств и системы специфических действий по его достижению. Так, Ц. избирательной кампании, проводимой определенной партией - избрание президентом своего представителя, - предопределяет выбор союзников, источников финансирования, стратегию общения с избирателями и представителями средств массовой информации, манеру поведения и даже одежду и улыбку кандидата, как и многое др. Наибольшие философские проблемы и трудности, связанные с использованием понятия Ц., возникали всегда вместе с попытками распространения этого понятия за пределы собственно человеческой деятельности, напр. на мир живых организмов, а тем более на природные объекты и процессы в целом. Это не только допускалось, но считалось само собою разумеющимся уже первым великим систематизатором философии и науки античности Аристотелем, который полагал, что для полного объяснения любого явления или события в мире необходимо знание 4-х типов причин: 1) материальной, 2) действующей, 3) формальной и 4) целевой (causa finalis), дающей ответ на вопрос «для чего?». Однако в последующие века развития европейской культуры обращение к «Ц.» для объяснения природных явлений прочно срослось с различного рода спиритуалистическими и религиозными концепциями, тогда как научное объяснение стало жестко связываться с поисками исключительно материальных и действующих причин любого явления в мире. Следует подчеркнуть, что последовательное проведение такой линии требовало исключения понятия «Ц.» и из арсенала научного объяснения деятельности самого человека, что нередко провозглашалось последовательно мыслящими представителями материализма, позитивизма и бихевиоризма. Перелом в этом отношении в европейской науке произвела созданная Ч. Дарвином теория естественного отбора, легализовавшая понятие «Ц.» в биологии, по крайней мере в смысле признания целесообразности организации живых систем. Дальнейшим шагом в этом направлении была легализация данного понятия в естественных науках. Благодаря кибернетике, понятия целенаправленности как характеристики поведения любых сложноорганизованных систем - будь то деятельность человека, живого организма (от бактерии до высшего позвоночного животного) или технического устройства, снабженного механизмом регулирования своего поведения по принципу обратных связей, - дальнейшая дискуссия по этим проблемам в современной философии науки привела к признанию научной релевантности как понятия «Ц.», так и всего блока телеологических понятий в применении ко всем сложноорганизованным системам любой природы. В таком более широком смысле Ц. понимается как конечное состояние, достигаемое поведением любой системы, которая снабжена механизмами распознавания и достижения Ц., закодированными в ее структуре (простейшим случаем такого механизма является управление по принципу отрицательных обратных связей). Это не отменяет необходимости детального эмпирического изучения подобных механизмов, которые весьма специфичны для систем различной природы. В частности, на фоне этой общей картины становится особенно явственной специфичность целеориентированной деятельности человека, в которой формирование идеальных Ц. и мотивов этой деятельности осуществляется на основе ценностных ориентации человека как личности и в существенной степени детерминировано его мировоззренческими установками и идеалами.

В. Г. Борзенков

В начало энциклопедии