Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Философский словарь Спонвиля
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

Целенаправленность

Целенаправленность

♦ Finalité

Стремление к достижению какойлибо цели. Именно таково большинство наших действий, и, если верить Фрейду, даже большинство наших нереализованных действий. Из этого не следует, что цель является причиной действия. Именно в этом и состоит различие между целенаправленностью, которое является данностью сознания или фактом, и финализмом как учением, содержащим внутреннее противоречие. Мы действуем ради цели, но посредством желания; целенаправленность сама по себе есть лишь следствие действенности желания.

То же самое можно сказать о целенаправленности всего живого, которая является опытным фактом, но не может быть доказана в качестве причины. Вот почему в биологии предпочитают пользоваться термином «телеономия», что значит целенаправленность, очищенная от финализма (понимаемая как следствие, а не как причина).

Целомудрие

Целомудрие

♦ Clastete

Не следует путать целомудрие с воздержанием. Последнее - не более чем фактическое состояние, тогда как первое - скорее добродетель, заключающаяся в победе над вожделением, в особенности над сексуальным вожделением. Другой вопрос, нужна ли такая победа. А если и нужна, разве не самый верный способ одержать ее - регулярно удовлетворять свое желание? После акта любви мы становимся поразительно целомудренными. Что лучше - укротить зверя или приручить его? Пожалуй, все же второе.

Целостность

Целостность

♦ Totalité

Все элементы какого-либо множества, рассматриваемого как некое единство. У Канта целостность является одной из трех категорий количества, определяемой посредством двух других, ею же объединяемых: целостность есть единство множественности. В этом смысле можно говорить об абсолютной целостности, подразумевая под этим единство всех множеств (совокупность всех совокупностей; то, что Лукреций называл суммой сумм). Но на опыте мы по определению сталкиваемся только с частичной целостностью.

Цель

Цель

♦ But

То, к чему мы стремимся, то, чего добиваемся, что хотим получить, в чем желаем преуспеть. Стоики различали конечную цель (telos) и просто цель (skopos). Цель является чем-то внешним по отношению к действию - такова мишень, в которую целится лучник. Конечная цель носит внутренний характер; здесь речь идет уже не о том, чтобы попасть в мишень (сие от нас не зависит: вот подул порыв ветра, и стрелу снесло в сторону), а о том, чтобы правильно прицелиться. Цель всегда принадлежит будущему; конечная цель - настоящему. Цель есть объект надежды; конечная цель - объект воли.

Так, действия мудреца всегда бесцельны (в восточной традиции это принято называть «безразличием к достижению результата действия»), но это не значит, что они бессмысленны. Чем меньше он заботится о том, чтобы попасть в «яблочко» мишени, тем вернее его выстрел. Мудрецу достаточно действовать.

Ценность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цепочка

Цепочка

♦ Сhaоne

Традиционная метафора для обозначения непрерывной серии. Именно это имеет в виду Декарт, упоминая в своем «Рассуждении о методе» «длинные цепочки простых и ясных доводов, которыми так любят пользоваться геометры». Об этом же говорит Вольтер, задаваясь в своем «Словаре» вопросом о «цепочке сотворенных существ» (чья непрерывность вызывает у него сомнение) или «цепи событий» (ни одно из которых не может произойти без причины или не произойти, если причина есть). На самом деле это все тот же рок, судьба, детерминизм, только под другим именем («последовательность фактов, которые только кажутся ничем не связанными, но на самом деле тесно связанных»). Принято также говорить о «бесконечной цепи конечных причин». Эта формулировка является своего рода кратким резюме пространного изложения 28-й теоремы из части первой «Этики» Спинозы (сам автор этого выражения не употребляет): все единичное, иными словами, всякая конечная и ограниченная по своему существованию вещь, пишет он, может существовать и определяться к действию только в том случае, если она определяется к существованию и действию какой-либо «другой причиной, которая также конечна и ограничена в своем существовании». Эта причина, в свою очередь, также может существовать и определяться к действию только в том случае, если она определяется к существованию и действию третьей причиной, так же конечной и ограниченной по своему существованию, и так до бесконечности. Это предполагает существование первопричины, но существование не во времени (причиной цепочки не может быть одно из ее звеньев). Это предполагает вечную и бесконечную способность природы. Не очередное звено в цепи, но имманентную и несотворенную силу - causa sui (причину самого себя), которая производит, одухотворяет и объединяет эти звенья. Не природа порожденная (Natura naturee; бесконечная цепочка конечных причин, которые в то же время являются следствиями), а природа порождающая (Natura naturante; не конечные модусы, но бесконечные атрибуты субстанции; см. «Этика», часть I, теорема 29, схолия).

Церковь

Церковь

♦ Église

Община верующих, исповедующих одну религию, достигшая достаточно значительных размеров; секта, ставшая слишком многочисленной, чтобы довольствоваться подобным званием. Употребляемый без уточнения, термин почти всегда обозначает одну из христианских церквей, в частности католическую Церковь. Объясняется это тем, что именно христианские церкви сумели создать более прочные, чем другие, учреждения. Что, разумеется, не означает, что они лучше или хуже других.

«Иисус возвестил Царствие Божие, - писал Альфред Луази (***), - и явилась Церковь». Это формулировка, в общем-то, может считаться почти определением. Церковь - это то, что является вместо возвещаемого ею Царствия Божьего. Обойтись без церкви способны лишь подлинные мистики и подлинные атеисты.

***

Альфред Луази (1857-1940) - французский священник, католический мыслитель, выразитель идеи модернизации Библии. Книги Луази «Зарождение христианской религии и происхождение Нового Завета», «Язычники тайны и тайна христианства» были объявлены Ватиканом вне закона.

Цивилизация

Цивилизация

♦ Civilisation

Слово «цивилизация» имеет два значения - более широкое и более узкое.

В широком значении цивилизация - нормативная, способная к развитию и иерархически выстроенная совокупность творений человечества. В этом смысле цивилизация противостоит природе (частью которой она вместе с тем является) и варварству.

В более узком смысле цивилизация есть подмножество указанного множества: совокупность человеческих творений (произведений, технических достижений, институтов, правил, норм, верований, знаний, навыков и т. д.), свойственная данному обществу и отличающая его от природы и других обществ.

Под влиянием гуманитарных наук, в особенности под влиянием этнологии, в наше время термин «цивилизация» стал практически синонимичным термину «культура». Если настаивать на их разделении, представляется целесообразным оставить за культурой наиболее интеллектуальную часть цивилизации: уровень культуры тем выше, чем лучше мы знаем и ту цивилизацию, частью которой являемся, и все остальные цивилизации.

Цивилизованность

Цивилизованность

♦ Civilité

Вежливость как свидетельство принадлежности к гражданскому обществу или цивилизации. Цивилизованность - умение жить вместе, в том числе, а может быть, и главным образом, с людьми, которых не знаешь.

Цинизм

Цинизм / Кинизм

♦ Cynisme

Пренебрежение условностями, высокими принципами и добрыми чувствами. В философском смысле быть циником (киником) значит никогда не смешивать реальность и благо, бытие и ценность, иначе говоря, «то, что делается», и «то, что должно делаться» (Макиавелли, «Государь», глава XV). В расхожем смысле слова цинизм есть стремление к эффективности, не отягощенное заботой о морали или идеологии. Обычно цинизм считают одной из форм бесстыдства, хотя иногда он принимает форму трезвости мысли, отвергающей притворство и легковерие.

Прежде чем превратиться в недостаток и обрести дурную репутацию, цинизм под именем кинизма был школой добродетели, и, не исключено, самой требовательной к своим адептам. В истории философии кинизм наряду с мегарской школой стал одним из двух звеньев цепочки, протянувшейся от Сократа к стоицизму. Он представляет собой одно из важнейших течений всей античной философии. Школу, созданную учеником Сократа Антисфеном, затем возглавил его великий ученик Диоген. Кинизм - это радикальный номинализм. Не существует никаких абстракций, никакие законы и условности не имеют никакого значения: есть лишь индивидуумы и их поступки. Отсюда - яростная тяга к независимости, признающей лишь свободную добродетель и лишь добродетельную свободу. Это подразумевает необходимость преодолеть в себе животное начало и глупость. Можно ли назвать кинизм аскетическим учением? Пожалуй, но это аскетизм без ханжества. Тот же Диоген, для закалки обнимавший посреди зимы обледенелые статуи, не стеснялся прилюдно заниматься онанизмом. Он считал лицемерие большим злом, чем удовольствие, а удовольствие более здоровым чувством, чем разочарование. К Александру Македонскому он не испытывал ничего, кроме презрения. Свобода и истина прежде всего. Зачем скрывать то, что не является злом, и поклоняться тому, что не является добром?

Древний кинизм Диогена и Кратета и цинизм новейшего времени (Макиавелли) объединяет равное уважение к разделению порядков. Истина не есть благо; то, что делается, не может служить основанием для того, что должно делаться; долг не может заменить эффективность. А раз так, неважно, чему отдавать предпочтение - нравственной добродетели вслед за Диогеном или политической эффективности вслед за Макиавелли. Главное - не смешивать их между собой и не отрекаться ни от того ни от другого.

Киник отказывается принимать свои желания за реальность и отступать перед реальностью своих желаний. Он отказывается поклоняться реальности: вместо молитвы он выбирает деятельность. Он ни во что не верит, но он и не нуждается в вере, чтобы желать. Ему вполне хватает воли к действию.

Древние греки называли киников собаками, потому что они проповедовали свое учение всем желающим на площади cуnosarges (проворных собак) и отвергали всякий стыд. Не случайно своей эмблемой они избрали все ту же собаку. «Я собака, - говорил Диоген, - но собака породистая, из тех, что умеют охранять своих друзей». Добродетель киников не признает веры и закона, но отнюдь не отвергает верности и мужества.

Предыдущая страница Следующая страница