Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философский словарь Спонвиля
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕО"-"НРА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕО"-"НРА")

Необратимость

Необратимость

♦ Irréversibilité

Неспособность вернуться назад. Так, время, и, пожалуй, лишь оно одно, необратимо. Но из этого следует, что так же необратимо все, что протекает во времени, иными словами - все сущее. Мы, конечно, можем пустить фильм наоборот, не впадая в абсурд (поскольку явления, заснятые на кинопленку, обратимы), но это возможно лишь потому, что время продолжает идти в прямом, а не в обратном порядке, и прокрутка фильма «задом наперед» остается таким же необратимым событием, как любое другое. Вот почему любое действие, даже обратимое в физическом смысле (хотя оно никогда не бывает абсолютно обратимым - ведь для него требуется новая энергия), онтологически необратимо. Мы можем переделать что-то сделанное прежде, но не можем сделать так, чтобы этого прежде сделанного не существовало. Любовь Пенелопы необратима.

Необусловленный

Необусловленный

♦ Inconditionné

Слово говорит само за себя: необусловленным является то, что не зависит ни от каких условий. Необусловленное - другое название теоретического абсолюта. Оно непознаваемо по самой своей природе. Действительно, как показал Кант (вслед за Монтенем и Юмом), познание необусловленного возможно лишь путем его подчинения условиям наших чувств и разума; однако в этом случае оно перестает быть необусловленным и становится реальностью, т. е. неопределенной совокупностью всех условий. Следует, впрочем, отметить, что и сама эта совокупность условий необходимо необусловленна: мы не можем ни познать ее, ни отказаться от ее осмысления.

Необходимость

Статья большая, находится на отдельной странице.

Неопределенное

Неопределенное

♦ Indéfini

То, что не имеет определения или определенной цели. В частности, таковы термины, являющиеся лишь отрицанием других терминов. Например, указывает Аристотель, «"нечеловек" не есть имя; нет такого имени, которым можно было бы его назвать… Пусть он называется неопределенным именем, потому что оно одинаково подходит к чему угодно - и к существующему и к несуществующему» («Об истолковании», глава 2). Кошка, корень квадратный, даху (***) или Бог входят в совокупность всего, что не является человеком, однако это ничего не говорит нам ни о том, что это за совокупность (разве что в отрицательном смысле), ни о том, каковы ее пределы (эта совокупность, включающая в себя, например, числовую последовательность, ни один из членов которой не является человеком, разумеется, неопределенна).

Вместе с тем не следует смешивать неопределенное с бесконечным. Если оставить в стороне вопрос отрицательных терминов, неопределенное будет занимать промежуточное пространство между конечным и бесконечным. Бесконечное есть то, что не имеет пределов. Неопределенное - то, предел чего неопределен или не поддается определению. Например, последовательность целых чисел бесконечна, а история человечества неопределенна. Совокупность возможных истин бесконечна; прогресс познания неопределен.

Отметим также, что Декарт иногда называет неопределенным то, что является бесконечным лишь с определенной точки зрения или в определенном порядке, а бесконечным называет то, что не имеет предела с любой точки зрения и в любом порядке. В этом смысле, поясняет он, бесконечен только Бог, тогда как протяженность воображаемых пространств или множество чисел всего лишь неопределенны. Это значение термина, на мой взгляд, полезно знать, однако применять его вряд ли стоит.

***

Даху - выдуманное животное, на охоту за которым отправляют слишком доверчивого человека.

Неопределенностей соотношение

Неопределенностей соотношение

♦ Incertitude, Relations d’-

Своего рода принцип, иногда называемый принципом неопределенности, предложенный Гейзенбергом.

Именно он показал, что, поскольку с изменением условий наблюдения на квантовом уровне видоизменяется и сам объект наблюдения (помещая частицу в поток света, мы тем самым видоизменяем ее траекторию), постольку невозможно одновременно определить положение и скорость частицы и приписать ей одновременно ту и другую характеристику. Из этого принципа иногда делают вывод, что человеческий ум обречен на поражение, что истины не существует, а сама идея научного познания несостоятельна. Это, разумеется, бессмыслица. Напротив, квантовая физика являет собой один из ярчайших примеров торжества человеческого разума, одно из самых выдающихся научных достижений человечества за всю историю его существования, наконец, одну из самых определенных (в узком смысле слова, см. предыдущую статью) научных теорий. Тем хуже для софистов. Тем лучше для физиков и рационалистов.

Неповиновение

Неповиновение

♦ Desobeissance

Отказ подчиняться законной власти. Неповиновение может выступать лишь в качестве исключения (иначе ни от власти, ни от законности не останется ничего), но это исключение необходимо (иначе ничего не останется от свободы).

Если я отказываюсь подчиниться напавшему на меня хулигану или попирающему мою свободу тирану, это не неповиновение, а схватка, бунт или война, т. е. естественное состояние. Неповиновение возникает лишь в том случае, если я нарушаю закон, легитимность которого признаю. Почему же тогда я его все-таки нарушаю? Чаще всего из эгоизма (закон противостоит моим интересам), иногда - из чувства долга (закон возмущает мою совесть). Это ставит перед нами проблему гражданского неповиновения, одновременно указывая единственный путь ее решения. Речь идет вовсе не о том, хорош или плох закон. Если бы каждый гражданин подчинялся только тем законам, которые лично он считает справедливыми, не было бы ни республики, ни законов, ни гражданства. Истинная проблема заключается в том, считаем ли мы возможным в данных конкретных обстоятельствах подчиниться государству, не принося в жертву что-то еще более важное, чем республика. Если мы отвечаем на этот вопрос отрицательно, значит, нужно проявить неповиновение. Каждому ясно, что в рамках правового государства подобные обстоятельства могут быть только исключительными. Подходящее правило столь же легко сформулировать, сколь трудно ему следовать: мы имеем право на неповиновение, но лишь тогда, когда оно является нашим долгом.

Непосредственность

Непосредственность

♦ Spontaneité

Происходящее само по себе, а не вызванное вмешательством внешней силы или принуждением. Можно ли сказать, что непосредственность есть синоним воли? Не совсем. Непосредственными могут быть действия, совершаемые инстинктивно или под влиянием страсти, иногда без всякого участия воли, а иногда и вопреки воле. Кроме того, добровольное действие далеко не всегда непосредственно (поддаваясь чужому давлению или принуждению, я действую добровольно, но отнюдь не непосредственно: например, отдавая свой кошелек вооруженному бандиту). Непосредственность - это скорее характеристика действия, первая реакция, неосознанное желание или порыв. У непосредственного поступка нет другого источника кроме самого себя, не важно, совершается ли оно сознательно или неосознанно. Из непосредственности может родиться воля, но одной непосредственности для волевых действий недостаточно.

Непотизм

Непотизм

♦ Nepotisme

Одна из форм кумовства, а значит, несправедливости. Непотизм это создание привилегий для родни в таких областях, где кровные связи и симпатии неуместны, например при приеме на работу в государственное учреждение. Когда Ле Пен (***) объясняет нам, что он отдает предпочтение родной дочери перед соседкой, а соседке перед иностранкой, он говорит обыкновенную банальность - если, разумеется, его откровения остаются в пределах личных отношений и частной жизни. Но если он намерен строить на подобных принципах политику, то это уже оправдание непотизма, из банальности превращающееся в гнусность.

***

Жан-Мари Ле Пен (род. в 1928 г.) - французский политический деятель, основатель и лидер ультраправого Национального фронта Франции, выступающего под лозунгом «Франция для французов».

Неприязнь

Неприязнь

♦ Aversion

Вопреки утверждению Лаланда, не столько чувство, обратное желанию, сколько негативное желание, желание как можно дальше отойти от чего-то или кого-то или отдалить его от себя. (Чувством, противоположным желанию, является скорее равнодушие. Если я не испытываю желания отведать того или иного блюда или общаться с тем или иным человеком, это не значит, что я испытываю по отношению к нему неприязнь. Отсутствие желания не есть желание отсутствия.)

Неприятие Действительности

Неприятие Действительности

♦ Deni

Отрицание, направленное не на подсознательный аффект (как запирательство), а на саму реальную действительность. По Фрейду, неприятие действительности - скорее психотический, чем невротический механизм. Не всегда подсознание ошибается, но реальность права всегда. Отрицать реальность значит утратить ее.

Непротиворечивости Принцип

Непротиворечивости{ (Принцип)

♦ Contradiction, Principe de Non

Принцип непротиворечивости гласит: два противоположных высказывания не могут быть одновременно истинными. Конъюнкция «р и не-р» есть противоречие, следовательно, она необходимо ложна. Отсюда следует, что истинности одного высказывания достаточно для доказательства ложности противоречащего ему второго высказывания. Можно добавить: и наоборот. Именно это и провозглашает принцип исключенного третьего (р или не-р: из двух противоречивых высказываний оба не могут быть ложными). Принцип исключенного третьего принято отделять от принципа непротиворечивости, хотя логически они эквивалентны.

Очевидно, что принцип непротиворечивости недоказуем, поскольку всякое доказательство уже предполагает непротиворечивость. Но по той же самой причине он неопровержим (чтобы его опровергнуть, вначале его следует предположить, но если опровержение отменяет этот принцип, оно тем самым отменяет и само себя). Истина (не доказательство, но сильный аргумент «за») заключается в том, что нормальное мышление невозможно без приятия, по меньшей мере, в имплицитной форме данного принципа: это подразумевает всякий интеллектуальный спор, как показал еще Аристотель («Метафизика», книга четвертая (Г), главы 3-4), и вести его можно, только признав необходимость ему подчиняться.

Неразличимости принцип

Неразличимости принцип

♦ Indiscernables, Principe des

Выдвинут Лейбницем. Утверждает, что всякое реальное существо внутренне отлично от прочих существ, иначе говоря, не существует абсолютно идентичных или неотличимых друг от друга существ (т. е. отличающихся друг от друга только численно или внешними данными, например позицией, занимаемой во времени и пространстве). Две капли воды, два древесных листа, две таблетки аспирина кажутся нам неразличимыми между собой только потому, что мы недостаточно внимательно их рассматриваем. Достаточно поместить эти предметы под микроскоп, и спутать их будет уже невозможно. По Лейбницу, этот принцип не знает исключений. Всякое существо уникально, а бесконечная множественность реальной действительности состоит из абсолютных единичностей - монад.

Ну, а если мы не являемся сторонниками философии Лейбница? Тогда все равно приходится признать, что всякое существо отлично от другого, в том числе от самого себя в тот или иной момент времени. Вот почему существ нет, а есть события. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку; мало того, даже один раз войти в нее нельзя. Но это уже не Лейбниц, а Гераклит и Монтень.

Неразумность

Неразумность

♦ Deraisonnable

Поведение, не отвечающее требованиям практического разума (которое нельзя оправдать или одобрить с позиций разума) или нашему стремлению к разумности. Не следует путать неразумность с иррациональностью (Иррациональность). Так, предположение о том, что неразумности не существует, является иррациональным; а вера в существование иррационального есть неразумная вера.

Несесситаризм

Несесситаризм

♦ Nécessitarisme

Убеждение в необходимости всего существующего. Не путать с фатализмом.

Несказанное

Несказанное

♦ Ineffable

Более или менее близкий синоним невыразимого, но с заметным оттенком поэтичности и мистики. Невыразимое становится таковым от избытка силы, полноты или простоты; несказанное - от избытка тонкости, изящества, неуловимости. Наконец, эпитетом «несказанный» пользуются обычно применительно к чему-то положительному (тогда как можно говорить о невыразимом страдании или невыразимом горе). Все эти нюансы не то чтобы совсем уж невыразимы, но какая-то несказанность в них все-таки есть.

Несхожесть

Несхожесть

♦ Alterité

Отличительный признак. В отличие от искажения, несхожесть предполагает сопоставление двух различных сущностей или предполагает таковые. Несхожесть противоположна тождеству, как другое противоположно тому же самому. Можно сформулировать это в виде принципа: всякая вещь, тождественная себе (принцип тождества), одновременно отлична от всех других (принцип изменения). Впрочем, традиционно принято говорить о принципе неразличимости, хотя это два совершенно разных принципа. Даже если предположить, что на свете существует два полностью тождественных существа, они все равно будут разными, хотя бы потому, что один из них - первый, а другой - второй. Схоласты ввели в обращение близкий по смыслу принцип индивидуации, но этот принцип может применяться только в рамках одного и того же вида, тогда как значение принципа несхожести универсально. Вот почему два разных существа никогда не могут стать одним. Вот почему мы существуем, подчиняясь принципу одиночества.

Несчастье

Несчастье

♦ Malheur

Мне довелось испытать довольно несчастий, чтобы понимать, о чем идет речь. Несчастьем я называю такое состояние, когда всякая радость кажется невозможной, когда у человека не остается ничего, кроме страха и ужаса, боли и горя, когда хочется умереть, когда продолжать жить стоит труда, потому что жизнь превращается в страдание и слезы… В такие моменты нужно только одно: вспомнить, что все в мире проходит, а значит, пройдет и это несчастье. Ведь сама реальность несчастья доказывает, хотя бы методом от противного, что счастье возможно - пусть для других. Это не утешение, скажете вы? В худшие мгновения жизни мне казалось, что это все же утешение. Неважно, на кого свалилось несчастье - на меня или на кого-то другого, ведь сущность его от этого не меняется. Очень слабое утешение, снова скажете вы. Но если бы утешиться было легко, мы не говорили бы о несчастье.

Нигилизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Низкое

Низкое

♦ Bassesse

В самом широком смысле - противоположность возвышенному, что очевидно. Низко все то, что следует проторенной тропой, ведущей от вершины к подножию.

В более узком, «техническом», смысле под низким (низостью) нередко понимают то, что Аристотель именовал термином micropsuchia, а Спиноза назвал самоуничижением: «Самоуничижение состоит в том, что ставят себя вследствие неудовольствия ниже, чем следует» («Этика», часть III, определение аффектов 29; см. также Аристотель, «Никомахова этика», IV, 9). Низкому человеку не хватает гордости и достоинства; он не верит в свою способность совершать высокие и бескорыстные поступки и в силу этого неверия действительно на них неспособен. Его ошибка в том, что он полагается на веру там, где надо просто захотеть.

Не следует путать низость со смиренностью. Можно сознавать свою незначительность (быть смиренным), но не выпячивать ее и не замыкаться в ее осознании (не впадать в самоуничижение). Низость отбивает охоту действовать, и в этом смысле она противостоит величию души. Смиренность помогает избавиться от иллюзий и в этом смысле противостоит гордыне и самоуверенности.

Нирвана

Нирвана

♦ Nirvana

В буддизме - название абсолюта или спасения; это сама относительность (сансара), само непостоянство (аничча), когда исчезают преграды, воздвигаемые неудовлетворенностью, умом и ожиданием чего бы то ни было. Эго угасает (на санскрите слово «нирвана» означает «угасание»); остается все, а кроме всего нет ничего. Понятие нирваны означает примерно то же, что понятие атараксии у Эпикура и понятие блаженства у Спинозы, хотя рассматривается оно в иной плоскости. Нирвана есть опыт вечности здесь и сейчас.

Ничто

Ничто

♦ Néant

Не-бытие, не-сущее, однако рассматриваемое скорее в позитивном смысле. Ничто - не просто пустота и не чистое ничто; это некая совокупность, единственным элементом которой является пустота или, говоря иначе, такое ничто, которое по-своему столь же реально, как та или иная вещь. Ничто, отмечает Гегель, есть «простое равенство с самим собой, совершенная пустота, отсутствие определений и содержания; неразличимость в самом себе». Вот почему ничто - это небытие, которое, тем не менее, существует (потому что оно и есть это ничто); это «то же определение или, вернее, то же отсутствие определений, и значит, вообще то же, что и чистое бытие» («Наука логика», том I, раздел 1). Но вот Бергсон, возможно, не столь склонный попадаться в языковые и диалектические ловушки, не видит в небытии ничего, кроме словесной оболочки, псевдоидеи, являющей собой лишь отрицание идеи бытия - единственно доступной позитивному осмыслению. По всей видимости, он совершенно прав, хотя его правота - еще не доказательство того, что без этой псевдоидеи мы способны с легкостью обходиться.

По мнению Хайдеггера и Сартра, ничто приоткрывается в опыте страха: либо потому, что бытие на заднем плане всегда имеет небытие (поскольку сущее не равнозначно бытию, а в бытии нет ничего от сущего) и фактичность (все, что есть, могло бы и не быть), либо потому, что сознание, одновременно являющееся не тем, что оно есть, и тем, чем оно не является, обладает способностью обращать нечто в ничто, вернее, оно и есть эта способность. Следовательно, мы в очередной раз сталкиваемся с констатацией того факта, что ничто существует только для человека; человек есть то самое существо, через которое ничто приходит в мир. В этом смысле ничто - не столько то, чего нет, сколько то, чего больше нет, или еще нет, или нет в завершенном виде. Это пустой коррелят сознания, благодаря которому оно высвобождается из плена своих объектов и своего бытия; это результат его способности обратиться в небытие, рассматривать которую как абсолютную реальность было бы ошибкой. «В светлой ночи Небытия тревоги, - пишет Хайдеггер, - виднеется наконец первоначальное проявление бытия как такового, а именно сознание того, что есть Бытие, а не Ничто. Небытие есть то условие, благодаря которому возможно проявление бытия как такового в реальности человеческого мира (Dasein - "здесь-бытия"). Небытие не просто образует прямо противоположный концепт бытия; нет, сама сущность бытия исходно содержит небытие. Именно в бытии сущего образуется небытийность небытия» («Что такое метафизика?»). В результате человек из «пастыря бытия», как называет его Хайдеггер, превращается в «сторожа небытия». Бергсон, ау! Где ты? Они, кажется, окончательно спятили…

Номинализм

Номинализм

♦ Nominalisme

Учение, утверждающее, что общие идеи существуют только в виде слов, которые их обозначают. Это значит, что существуют только индивидуумы, что обобщения (универсалии, как их называли в средние века) существуют только в языке и благодаря языку. Таким образом, номинализм противостоит реализму (в смысле реализма идей, свойственного, к примеру, Платону или Гильому де Шампо (***)), причем это противостояние прослеживается начиная с античности. «Лошадь я вижу, - говорит Антисфен (***), - а вот лошадности не вижу». Номинализм отличается также от концептуализма, согласно которому общие идеи существуют только у нас в уме, однако не сводимы к простым знакам, используемым для их обозначения. Впрочем, различие между номинализмом и концептуализмом носит не столь принципиальный характер: оба учения утверждают исключительное существование индивидуумов, во всяком случае вне человеческого разума. Именно поэтому граница между первым и вторым часто выглядит размытой (в частности, специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно Уильяма Оккама - отнести ли его к номиналистам или к концептуалистам); при этом и первое и второе решительно противостоят реализму идей.

В XI веке идеи номинализма высказал Росцелин (***), в XIV - Уильям Оккам (***), позже их придерживались Гоббс (***), Юм и Кондильяк, а сегодня разделяют большинство эмпириков. Если идеи не существуют сами по себе, значит, познание возможно только через опыт и даже сама логика есть не более чем удачно сконструированный язык (логика упорядочивает идеи только потому, что в первую очередь упорядочивает знаки). С номинализмом, правда в иной проблематике, смыкается и материализм. Если все существующее есть материя, значит, идеи не могут существовать сами по себе; они существуют только в мозгу и образуются посредством указывающих на них знаков. С этой точки зрения материализм являет собой радикальный монистический номинализм: существуют только индивидуумы, и все они - материальны.

***

Гильом де Шампо (ок. 1068-1121) - он же Гильом с Каталаунских полей - французский мыслитель, представитель классической (средневековой) схоластики, учитель Пьера Абеляра. Возглавлял знаменитую кафедральную школу при соборе Парижской Богоматери, занимался разработкой этических идей в рамках созерцательной философии на основе идей бл. Августина.

Антисфен из Афин (ок. 450 - ок. 360 до н. э.) - древнегреческий философ, основатель школы киников, ученик Горгия и Сократа. Вел аскетический образ жизни и проповедовал отказ от каких-либо потребностей (автаркию).

Иоанн Росцелин (ок. 1050 - ок. 1120) - французский философ и теолог, главный представитель раннесхоластического номинализма.

Уильям Оккам (ок. 1285-1349) - английский философ-схоласт, логик и церковно-политический писатель, главный представитель номинализма XIV в., францисканец. Сформулировал принцип, названный «бритвой Ок-кама», согласно которому понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки.

Томас Гоббс (1588-1679) - английский философ, создатель первой законченной системы механистического материализма. Считал геометрию и механику идеальными образцами научного мышления, а природу - совокупностью протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением. Государство уподоблял мифическому библейскому чудовищу Левиафану и видел в нем результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех».

Норма

Норма

♦ Norma

На латыни norma означает «наугольник». Норма, поясняет Кангилем (***), это «то, с помощью чего выпрямляют, распрямляют, выравнивают» («Норма и патология»). Норма указывает на то, каким что должно быть, и позволяет судить, так ли это на самом деле.

Слово «норма» может служить синонимом слов «правило», «идеал», «ценность». Если попытаться придать этому понятию более строгий смысл, то следует выделить его обобщающий характер. Норма - это общий род, отдельными видами которого являются правила, идеалы и ценности. По этой причине слово «норма» выглядит достаточно расплывчато, что, с одной стороны, делает его весьма удобным, а с другой - создает определенные трудности. Выигрывая в широте значения, термин с необходимостью утрачивает строгость толкования.

***

Жорж Кангилем (1904-1995) - французский философ и врач. Учился вместе с Сартром. Возглавлял Институт истории науки. Автор трудов «Познание жизни», «Этюды по истории и философии науки», «Идеология рационализма в истории наук о жизни».

Нормальный

Нормальный

♦ Normal

Соответствующий норме, но такой норме, которая устанавливается фактически. Чаще всего понятие нормы применяется как выражение средней величины («средний рост») или по отношению к здоровью (норма как состояние, противоположное патологии). За понятием нормы стоит стремление возвести факт в ранг ценности, статистику - в ранг оценки, средний показатель - в идеал. Именно это и отталкивает нас в понятии нормы, хотя вовсе обойтись без него нельзя. «Если существуют биологические нормы, - пишет Жорж Кангилем, - то лишь потому, что жизнь, являя собой не только подчинение среде, но и установление своей собственной среды, утверждает ценности, имеющие значение не только для среды, но и для самого организма. Мы называем это явление биологической нормативностью» («Норма и патология», Выводы). Это объясняет, почему здоровье, являясь фактом или соотношением фактов, в то же время выступает в качестве идеала.

Нормативный

Нормативный

♦ Normatif

Устанавливающий норму, вытекающий из нормы или подразумевающий норму; выносящий оценочное суждение или зависящий от него. Нормативная точка зрения обычно противостоит дескриптивной, или описательной, точке зрения, довольствующейся установлением фактов, а также экспликативной (разъяснительной) точке зрения, включающей объяснение причин. Различие между тремя указанными подходами иногда выглядит достаточно размытым. Если я говорю про кого-либо: «Он дурак», ясно, что мое суждение носит оценочный характер. Но оно точно так же может быть простой констатацией факта (указанный дурак как часть реальной действительности) или объяснением определенного типа поведения. Политкорректность жаждет объявить запрет на подобные суждения, содержащие отрицательную оценку («Нас уже приучили говорить не "слепой", а "слабовидящий", - отмечает юморист. - Скоро вместо "идиот" мы будет говорить "слабопонимающий"»). Однако это стремление, при всей своей претензии остаться в строгих рамках дескриптивного подхода, на самом деле нормативно: его сторонникам очень хочется, чтобы равенство людей в правах и достоинстве неизбежно влекло бы за собой и фактическое их равенство, равенство в способностях, что абсурдно. Они якобы запрещают людям выносить оценочные суждения, строго осуждая тех, кто рискнет их ослушаться. На самом деле они уже вынесли свои собственные оценки - всем сразу и раз и навсегда. Политкорректность есть не более чем нормативный предрассудок.

Ностальгия

Ностальгия

♦ Nostalgie

Ощущение отсутствия прошлого в том виде, в каком оно было. Ностальгия отличается от сожаления (вызванного отсутствием того, чего не было); противостоит благодарности (признательной памяти о том, что было, ощущаемой в настоящем радости от прошлого) и надежде (как недостатку желаемого будущего, как ожиданию того, что еще может случиться).

Я склоняюсь к мысли, что из четырех перечисленных чувств первичным является именно ностальгия; надежда, в частности, как воображаемое средство от огорчения выражает всего лишь предвидение ностальгии. Очень полезно в этой связи перечитать Платона и бл. Августина, попытавшись взглянуть на них глазами Фрейда. Нелишне перечитать и Эпикура, чтобы убедиться, что подлинным средством против ностальгии может служить только благодарность.

Ноумен

Ноумен

♦ Noumène

Если даже честь изобретения этого термина и не принадлежит Канту (Платон использовал слово noumena для обозначений Идей), сегодня он почти всегда связывается для нас именно с его философским учением. Что же такое ноумен? Объект, являющийся объектом только для разума (по-гречески nous); объект, не имеющий видимых проявлений (в отличие от феномена); объект, не данный нам ни в опыте, ни интуитивно (поскольку наша интуиция имеет чувственную природу); объект, который мы не можем познать, но который можем осмыслить. Является ли ноумен вещью в себе? Скорее это способ представления вещи в себе - в той мере, в какой вещь в себе является сущностью, постигаемой чисто умственным путем (чего концепт вещи в себе не подразумевает с необходимостью) - или объект умственной интуиции, будь мы на нее способны. Кант признает, что ноумен - проблематичный концепт, поскольку его природа выходит за рамки нашего познания. Однако он решает эту проблему (хотя и жертвуя догмой), вставая на идеалистические позиции и смыкаясь с Платоном.

Нравы

Нравы

♦ Mœurs

Человеческие действия, особенно широко распространенные, рассматриваемые как объект познания или оценки. Разумеется, лучше познавать, чем судить. Вот почему в великих моралистах так мало морализаторства.

Предыдущая страница Следующая страница