Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Экестенциально - религеоная философия Бердяева. Философия свободы

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Экестенциально - религеоная философия Бердяева. Философия свободы

Бердяев пришел к религ. экзистенциализму. Осн. работы: "Смысл творчества", "Смысл истории", "Дух и реальность", "Эк-зист. диал-ка божественного и чел-ского". В центре --- проблема человека. исходный пункт --- примат свободы над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом. Онто-логия Б. строится на противопост. духа и природы. Дух - субъект, воплощ. в себе свободу, творч. начало, дух.

Дух - это Бог, Природа - все, что не находится в духе, что объективно, множественно и делимо в простр. Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б. определяет дуалистически: 2 обособл. мира, имеющие общий источник, первичн. принцип. Бытие про-является и раскрывается в человеке и через человека. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он су-щество беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и ограниченное.Ч-к --- пересечение выс-шего и низшего мира. Отсюда отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид --- натуралистически- биоло-гическая, часть природы и общ . Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. Бог есть смысл и ис-тина мира и духа. Поэтому ч-к сам по себе, без бога не самодостаточен. Если человек сам есть Бог, то путь отрицания гума-низма, как у Ницше. В богословии тоже заключено рабство в виде идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу. Разрешение проблемы дуализма ч-ка возможно лишь в царстве Божьем.

В гносеологии Б. отвергает западноевр. поним. познания. Объ. фил. познания - мировые тайны, напр. тайна свободы. творче-ства. Осн. формы познания - мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение. Фил. антропология - в центре рассужд. Б. Против гегелевской концепции. Внимание ф. должно быть обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит. в ч-ке идет не от социальн. влияний, а изнутри. Социальн. концепция - мессианство, спасение чел-ва. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобо-да. Работы Б. выр. надежду на восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир - зло, ч-к должен при-близить конец мира. Б. послед. отстаивал идею самоценности конкр. личности. Ценность личности выше абстр. идей общего блага, интересов коллектива. Проявление чел сущности может быть понято только в ее отношении к Богу.

Соц философия. Общество есть объективация чел отношений, чуждая чел духу. Не личность есть часть общ, а общ--- часть личности. В объект общ царит разобщение, при наличии коммуникаций господствует всеобщее отчуждение, власть техники и гос. Идеал - коммюнотарность, против изолированного индивидуализма и механистического коллективизма. Особый тип общества, выраб в России. Прежде всего духовное возрождение России, религ мессианизм, идея братства всех народов. Осо-бая роль России - связь Запала и Востока.

Философия свободы. Для Б. Существует 3 вида свободы: первичная иррациональная свобода (произвольность), рациональ-ная свобода (исполнение морального долга), свобода, пронизанная любовью к Богу. Иррациональная свобода содержится в "ничто", из к-рого Бог создал мир. Сначала Бог-творец сам возникает из божественного ничто, а уже потом создает мир. По-этому свобода не создается Богом, т.к. она коренится уже в божественном ничто; Бог-творец не ответственен за ту свободу, к-рая порождает зло. Во власти свободы создавать и добро, и зло. По мнению Бердяева, действия чел-ка абс-но свободны, т.к. неподвластны Богу, к-рый даже не может их предвидеть. Бог не оказывает никакого влияния на волю чел-х существ, поэтому не обладает всемогуществом и всеведением, в лишь помогает чел-ку в том, чтобы его воля становилась добром. Если бы дело обстояло не таким образом, то Бог был бы ответственным за зло, совершаемое на земле, и тогда теодицея не была бы воз-можна.

В начало словаря