Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Человек, Индивид, Личность

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Человек, Индивид, Личность

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид - это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия "индивид" и "личность" являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии "индивида" не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно яв-ляется очень бедным, зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид. Так, сказав "бедные люди" или "богатые люди", мы уже выделили определенные группы людей, отделив их от других групп. И чем больше мы будем конкретизировать понятие, тем оно будет меньше" по объему и богаче по содержанию. В конце концов, путем персонификации индивида, отдельного человека, мы придем к единственному, индивидуальному представителю человеческого рода. В этом плане предельно персонифицированный индивид и есть личность. Личность- это понятие весьма богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, - это, конечно, его социальная индивидуальность, совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. В понятие "личность" обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность - это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. Так, в общей психологии под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино раз-личные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических исследований личности состоит в анализе не индивидуальных особенностей человека, а тех социальных функций (ролей), которые человек выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включен индивид. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается "вещью в себе". Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Другими словами, социально-деятельностная сущность человека прежде всего лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осу-ществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность - это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устрем-лениях, - это уже деградирующая личность Лишение индивида общения и возможности выбора, известной свободы действий также отрицательно сказывается на раз-витии личности и ее самочувствии. Человек, полностью подчиненный чужой воле и лишенный (посред-ством внушения, идеологического оболванивания, пропаганды и т.д.) собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, - это уже не личность. Так же, как трудно назвать личностью индивида, лишенного разума и рассудка по каким-то другим причинам. Такие люди, у которых отсутствуют сво-бода действий, воля или разум, не могут быть ответственными (без свободы нет ответственности) и не должны отвечать за со-деянное, ибо это не ими обусловленные и потому, по существу, не их поступки. Вот почему их нельзя судить или осуждать. Мы подошли к очень важной характеристике личности - ее нравственно-духовной сущности и обусловленных ею поступ-ков. В содержание личности и ее оценку в качестве важнейшего компонента включается направленность ее сознания, лич-ностные ориентации, обусловленные уровнем ее сознания, ми-ровоззрением, нравственностью и ответственностью. Безус-ловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутрен-ним, духовным миром человека. Не случайно говорят, что каж-дый сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. В этом плане она характеризуется со стороны силы ее духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны личность возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после своей биологи-ческой смерти.

Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким дру-гим способом, как только в реальной практической деятельнос-ти и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим лич-ность, - это не слова, а дела. И именно тогда, когда дело доходит до реальных поступ-ков, обнаруживается, как это трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, быть честным, принципиальным и т.д. Пото-му что, если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках. Таким образом, быть личностью трудно. Но еще труднее быть счастливой личностью. Свобода и ответственность под-линной личности, требующие постоянного творчества и посто-янных мук совести, страданий и переживаний, очень редко со-четаются со счастьем. И чем личность выше и значительнее, тем выше и планка ее ответственности перед самой собой и людьми. Это замечательно раскрыли в своих произведениях писатели экзистенциального плана, а особенно Достоевский.

В начало словаря