Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Фундаментальные основы бытия. Материи, пространство и время

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Фундаментальные основы бытия. Материи, пространство и время

В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия - категории, фиксирующие наиболее общие существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается это осмысление, является -"бытие" - наиболее широкое по объему и бедное по содержанию понятие, охватывающее все существующее и выражающее единственное свойство - быть, существовать.

Категория бытия основывается на признании того очевидного факта, что мы сами, окружающие нас вещи, явления природы, Солнце, небо, звезды, весь мир существуют. Существованием обладает не только чувственно воспринимаемый мир, но и мир духовных явлений: мысли, чувства, переживания, идеи и теории, фантазии и мифы. Противоположностью бытия является небытие, отсутствие существования.

Отдельные проявления бытия - элементарные частицы, растения, животные, человеческие цивилизации - рождаются и гибнут, возникают из небытия и возвращаются в небытие. И в этом смысле правомерно говорить о взаимопереходах бытия и небытия, нечто и ничто. Но ни одна вещь, явление или процесс не возникает из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия, в инобытие. Осмысление бытия человека приводит к признанию его раздвоенности на тело и душу, физическое и психическое, материальное и идеальное, к проблеме их соотношения.

Личный опыт человека, опыт других людей убеждает в том, что бытие существует не только в данном месте, но и в других местах, и не только в настоящем, но также существовало в прошедшем и будет существовать в будущем . Формируются категории "пространство" и "время". Размышление о пространстве и времени ставит проблему о пространственных и временных границах бытия, проблему его вечности во времени и .бесконечности в пространстве.

Эти и ряд других проблем и категорий составляют содержание онтологии - раздела философии, предметом которого являтся бытие как таковое, его фундаментальные принципы и свойства.

Одной из онтологических проблем является проблема единства бытия. Фалес считал воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь. Анаксимандр пришел к выводу, что первоначалом не может быть одна из существующих "стихий" или их сочетания; им является . гипотетическое неопределенное вещество - алейрон. Другой древнегреческий философ - Анаксагор полагал, что бытие состоит из бесконечно разнообразных вечных и неизменных "семян вещей" - гомеомерии . В учении античных атомистов все существующее состоит из мельчайших неделимых частичек - атомов и пустоты.

В субъективно-идеалистической философии пространство, и время рассматривают как субъективные формы упорядочения наших ощущений. Данной точки зрения, придерживались Беркли, Юм, Мах, Авенариус и др. По мнению Канта, наши ощущения, восприятия упорядочены в пространстве и времени, но на этом основании не может быть уверенности в упорядочении в пространстве и времени реальных тел. Наше восприятие упорядоченности вещей и событий нельзя переносить, "проецировать" на действительность. Концепция Канта отрицает объективное существование пространства и времени. По Канту, "вещи в себе" непространственны и невременны.

На протяжении истории развития философии и естествознания сформировались две противоположные концепции, по-разному объясняющие пространство и время - субстанциальная и реляционная. Субстанциальная концепция (Демокрит, Ньютон и. др.) рассматривала пространство и время абсолютными, неизменными и постоянными, не зависимыми от движущейся материи, как чистую протяженность и чистую длительность. Реляционное понимание рассматривало их как объективные формы существования тел и событие (Аристотель, Лейбниц и др.). Пространство и время - особые отношения между объектами и самостоятельно, отдельно от них не существуют.

Суть реляционного понимания заключается в том, что, пространство и время - формы существования материи, они не просто зависят от своего содержания - движущейся материи,, а находятся в единстве со своим содержанием, определяются движущейся материей. В этом смысле пространство и время являются всеобщими, объективными формами движущейся материи, их природа всегда обнаруживается в конкретных формах, движения материи.. Пространство и время находятся в единстве друг с другом, с движением и материей. Пространство и время имеют общие характеристики как непосредственно связанные между собой формы существования материи: объективность, абсолютность (в значении всеобщности и необходимости), относительность (зависимость от конкретных свойств, особенностей, видов и состояний материи), единство непрерывности (отсутствие пустого пространства) и прерывности (раздельное существование материальных тел, каждое из которых имеет пространственные и временные границы), бесконечность. Вместе с тем они имеют и различие, которое характеризует свойственные им особенности.

Пространство - объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем характеризующая их протяженность, взаимное расположение, структурность и сосуществование.

Характерным свойством пространства выступает протяженность, проявляющаяся в рядоположенности и сосуществовании разных элементов. Образуется определенная система сосуществования, пространственная структура, которая имеет специфические свойства:

трехмерность, непрерывность и прерывность, симметрия и асимметрия, распределение вещества и полей, расстояние между объектами, их местоположение и т.д. . Реальное пространство трехмерно.. Это означает, что всякие пространственные отношения в своем существовании могут быть описаны на основе трех измерений. Время также имеет свои специфические свойства. Взаимодействие различных материальных систем, процессов и событий составляет содержание реального времени. В самой действительности мы наблюдаем смену различных явлений, событий, процессов и т.п. Одни из них уже давно свершились, другие имеют место в настоящем, третьи ожидаются и т.д. Во всем этом многообразии мира мы наблюдаем различную продолжительность и различные временнйе интервалы между свершающимися событиями, отмечаем смену одних явлений другими

Время - объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая длительность и последовательность смены их состояний. Время существует как связь смены, чередования различных систем и их состояний, выражающая их длительность и последовательность существования, представляющая собой объективную, всеобщую форму связи сменяющих друг друга событий и явлений..

Реальное время характеризует определенную направленность всех явлений и событий. Оно необратимо, асимметрично, всегда направлено от прошлого через настоящее к будущему, его течение нельзя ни остановить, ни повернуть вспять. Пространство и время могут быть рассмотрены в отдельности лишь мысленно, в абстракции. В действительности же они составляют единую пространственно-временною структуру мира, неотделимы как друг от друга, так и от материального движения. Современное естествознание полностью подтверждает и конкретизирует представления о единстве пространства, времени, движения и материи.

Пространство и время как формы существования материального движения всегда определяются конкретными свойствами и взаимодействием определенных материальных систем, и в этом смысле они всегда относительны. Но в другом, как иногда подчеркивают, в философском смысле, в понимании их как всеобщих, необходимых форм материального движения они абсолютны. Иначе материальное движение может осуществляться только в пространстве и во времени. Будучи объективными, всеобщими, необходимыми формами бытия материи, они неисчерпаемы в многообразии своих свойств, как и материя, так как выражают бесконечную последовательность и длительность, иначе выступают как всеобщая связь и взаимодействие многообразных превращений материальных процессов.

Философия, основываясь на обобщении Достижений в изучении пространства и времени современной наукой, рассматривает их как объективные, всеобщие формы бытия материи, необходимые условия существования материального движения.

В начало словаря