Приглашаем посетить сайт
Древнеиндийская философия
В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: XV - VI вв. до н. э. - ведический период;
o VI - Ц вв. до н. э. - эпический период;
o П в. до н.э. -VII в. н.э.- эпоха сутр.
Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н э из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
o "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
o описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
o книги лесных отшельников ("араньяки");
o философские комментарии к Ведам ("упанишады").
Завершает период древнеиндийской филоеофии эра сутр - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и Др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм.
Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности порядка и взаимрсвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца), В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) до нового рождения Брахмы.
Вея бесконечная история - это чередование жизни Космоса (Маха Ман-вантара) и Абсолютного Небытия (Маха Йралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан, Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской гноссеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. „
В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания:
o "пракрити" - материальное сознание;
o "пуруша" - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди)
o "майя" " сознание сновидения, мираж);
Душа в индийской философии состоит из двух начал:
o атмана;
o манаса.
Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для Индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. .
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы -провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами - Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (5б3 - 483 гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец).
Главная идея буддизма- "Средний путь" жизни между двумя крайними: "Путем ужовольствий" и "Путем аскетизма". "Средний путь - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, самосовершенствования. Конечной целью которого является Нирвана - высшая благодать.
Будда вывел 4 благородные истины:
· земная жизнь полна страданий
· страдания имеют свои причины - жажда наживы, славы, удовольствия...
· от страданий можно избавиться
· путь, освобождающий от страданий- отказ от земныхжеланий, просветление, Нирвана.
Буддийская философия предлагает восьмеричный путь - план личностного самосовершенствования:
· правильное видение - понимание основ буддизма и своего пути в жизни
· правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей
· правильная речь -слова человека воздействуют на его душу и характер
· правильное действие
· правильный образ жизни
· правильное умение - усердие и трудолюбие
· правильное внимание - контроль над мыслями
· правильное сосредоточение - регулярные медитации, связь с космосом.
5 заповедей-ориентиров буддизма:
1. не убий
2. не укради
3. будь целомудренным
4. не лги
5. не употребляй опьяняющих и одурманивающих средств.