Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Малый тезаурус мировой философии
Философские идеи в сочинениях Платона

В начало словаря

По первой букве
A-Z Б В Г Д И К Л Н О П Р С Т Ф Ч Э

Философские идеи в сочинениях Платона

Философское наследие Платона обширно, Оно составляет 34 произведения, которые почти .целиком сохранились и дошли до нас. Эти произведения написаны в основном в форме диалога, а главным действующим лицом в них по большей части является Сократ.

Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого со-стоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Он полагал, что существует сверхчувственный мир, который представляет собой идеальную целостность и постигается только понимаю-щим умом. Этот мир есть "идеи в себе и для себя", которые находятся "поверх физического космоса". Мир идей вечен (т.е. порожден) и неизменен (т.е. не разложим).

Материальное бытие создается Творцом, Мастером (Демиургом) наподобие того, как человек делает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, творческий ум, который и формирует материальный мир как гармоничную и прекрасную систему. Демиург создает физический мир по идеальным образцам (идеям) и тем самым приводит вещи "из беспорядка в порядок". Идея - это чистая форма Прекрасного в себе, гармоничный и совершенный образ. Материальный мир создается из мира необходимости, хаоса, бесформенного движения, которые противоположны идеям и самому Демиургу.

Космос представлялся Платону в виде шара, в центре которого располагается наша планета, а вокруг нее вращаются дру-гие планеты и звезды, приводимые в движение их душами. Бессмертной, сотворенной Богом душой наделен и человек, у ко-торого она соединена со смертным телом. И именно душа является основой разумности человека, дает ему возможность по-знавать окружающий мир.

Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, "припоминая" которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, говорит Платон, следует знать смысл вещи, т.е. нужно умом созер-цать идеи.

Стимулом к знанию является любовь к прекрасному, которую он дифференцировал как: а) любовь к красивому телу с це-лью породить в нем другое тело и тем самым удовлетворить стремление к бессмертию; 6) любовь к душе, т.е. жажда спра-ведливости, законности, увлеченность искусством и наукой; и, наконец, в) любовь к знанию, т.е. к миру идей, которая "чрез-вычайно наглядна и восхитительно сладостна", так как она возвращает человека в лоно Единого (Блага). Эта разновидность любви получила название платонической.

Знание вообще есть не ощущение и не правильное мнение, а знание со смыслом. Он аргументирует это так: знание не мо-жет быть ощущением; например, чужой язык воспринимается, но смысл его остается до конца не понятым. Знание не может быть и истинным мнением, так как истина всегда соотносится с ложью. Ложь есть то, чего нет, т.е. она - небытие. Знать же небытие невозможно. Отсюда, если мы не знаем, что такое ложь, то мы не можем знать и то, что такое истина.

Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом высших сущностей и делится этот процесс на два этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. Основным средст-вом воспоминания является метод диалектики, беседа.

Платон развил диалектику Сократа (индукция, ирония, майевтика). Знание есть результат рассуждения (логики вопросов и ответов), в процессе которого искусно ставятся вопросы. Рассуждение идет путем выдвижения тезиса и его опровержения антитезисом и т.д. Диалектика Платона - это искусство правильного мышления, приводящего к истине.

Значительное место в философии Платона уделено человеку, который являет собою единство души и тела. Основу челове-ка составляет его душа. Душа бессмертна и возвращается много раз. Тело же - лишь тюрьма для души.

Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение.

Обладатели души разумной - это "мудрецы", философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души и потому главная их функция - управлять государством. Политика есть искусство спасения души, которым должны занимать-ся философы, так как они, обладая разумной душой, знают высшие ценности блага и справедливости.

Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Природная функция этих людей состо-ит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество.

Третий тип души - вожделенный, стремится к материальным, чувственным наслаждениям. Люди, обладающие этими ду-шами - крестьяне, торговцы, ремесленники. Их поведение, считает Платон, следует регулировать и ограничивать в целях сохранения благоразумности в обществе.

Таким образом, Платон выстроил структуру идеального государства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Философы в таком государстве стоят на высшей ступени, управляя общест-вом, в то время как воины и тем более крестьяне, торговцы, ремесленники по своей душевной природе нуждаются в управле-нии со стороны мудрецов.

Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия и демократия, хотя пред-почтение он отдавал монархии. В реальной жизни нередко названные формы государства перерождаются в тиранию, олигар-хию или демагогию. А происходит это тогда, когда властители выражают не народный, а свой личный интерес. Чтобы такого не происходило, Платон требует правильно организовать воспитание граждан.

В начало словаря